Preview

Федерализм

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-4

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

5-21 68
Аннотация

Стратегии социально-экономического  развития регионов  разрабатываются  в  соответствии  с принципом   использования  современной  методологии  принятия эффективных решений на основе стратегического планирования. Информационной основой стратегического планирования являются показатели устойчивого  социально-экономического развития. В современных условиях роль анализа устойчивого  развития повышается, поскольку  усиливается влияние внешних и внутренних факторов нестабильности  региональной  экономики.  Актуальность  рассматриваемой в статье  проблемы  обусловлена  тем, что  качество  анализа  устойчивого  развития регионов  (учет  факторов  внешней  и  внутренней среды и их оценка)  определяет адекватность стратегических приоритетов, сформированных   в  ходе  планирования.  Обеспечение   этой  адекватности  невозможно  без  выявления  дифференциации  российских   регионов по  таким   ключевым   показателям,  характеризующим устойчивость, как  ВРП  на  душу  населения и индекс  человеческого  развития.  Также в статье приведены  результаты  рейтинга  устойчивого  развития городов  России;  показано, что  экономическая нестабильность  оказывает не только  отрицательное влияние на устойчивое  развитие  экономики, но и выполняет конструктивную роль в процессе  регионального развития. Проанализированы показатели, характеризующие устойчивое  развитие   макрорегионов  (федеральных  округов):  индекс  промышленного производства, реальные денежные доходы населения. Особое внимание уделено изменению  качества жизни населения  регионов через индикаторы: уровень бедности, уровень образования, продолжительность жизни населения. Показано влияние размера государственного  долга в российских  регионах  на экономическую нестабильность.

22-40 39
Аннотация

Решение  проблемы  привлечения  инвестиций  в  субъекты  Российской Федерации  требует  целенаправленных действий  по повышению  их инвестиционной  привлекательности  и  предъявляет  особые  требования к региональным системам  управления инвестиционной деятельностью. Это  требует  совершенствования практики управления инвестиционными  процессами  в  регионе  в  целях  усиления  их  стратегической  направленности. В  статье  предложен  авторский подход  к  организации управления  инвестиционной  деятельностью   в  регионе,  базирующийся на принципах стратегирования, позволяющий гармонизировать процессы регионального стратегического планирования и на этой основе обеспечить условия реализации позитивных эффектов воздействия инвестиций на  региональную  социально-экономическую  систему.  Показано место инвестиционной деятельности в системе регионального стратегического планирования в Российской  Федерации. Доказана  неустойчивость динамики  инвестиций в основной капитал, обоснована пространственная неоднородность  инвестиционных  процессов, а  также  тенденция  к  ее усилению в современных экономических условиях.  Раскрыто содержание управления  инвестиционной  деятельностью   на  региональном  уровне, важнейшей   составляющей  которого  является  стратегическое  целеполагание.  Конкретизированы  этапы  стратегического  планирования инвестиционной  деятельности  на  региональном  уровне.  Определены приоритетные направления повышения инвестиционной привлекательности регионов России, в частности  механизмы  государственно-частного партнерства, создание  зон территориального развития.

41-58 41
Аннотация

Национальный проект  «Жилье и городская среда» занимает  особое место  среди  всей  совокупности нацпроектов,  так  как  касается   вопросов,  которые  затрагивают  каждого  жителя  России.  По  кассовому исполнению  за 2018  г. он находится  в лидерах  после  здравоохранения, демографии  и  науки.   Несмотря  на  позитивные  в  целом  итоги  первого года, существуют серьезные проблемы, ограничивающие возможности  социально-экономического  оздоровления России.  Так, не до конца понятен  вопрос  о  соотношении   целевых  ориентиров   национальных проектов   и  показателей  стратегий   социально-экономического  развития  различных   уровней;  замещение   дотаций   целевыми   субсидиями в рамках  реализации  национальных  проектов  де-факто  ограничивает самостоятельность регионов и муниципальных образований  в проведении социально-экономической  политики. В  случае  национального  проекта «Жилье и городска я среда» встают  вопросы и другого рода. Например, при  оценке  индекса  качества городской  среды пространственное развитие  сводится  преимущественно к архитектурно-планировочной  организации  городского  пространства;  не  совсем  ясны  и  перспективы новых механизмов финансирования жилищного строительства. Статья анализирует ход выполнения  национального проекта «Жилье и городская среда»,  обобщает  наиболее  интересные  практики, в том  числе  в сфере развития «умного города».

59-74 38
Аннотация

Устав субъекта Российской Федерации, являясь составной частью конституционного законодательства России, призван осуществлять правовое регулирование важнейших общественных отношений конституционного значения. В ходе развития регионального законодательства неизбежно возникают определенные противоречия, образующие специфические для каждого федеративного субъекта проблемы. В настоящей статье на основе предложенного автором концептуального подхода рассмотрен ряд проблемных вопросов, возникших в ходе уставного регулирования общественных отношений в Ставропольском крае. Предложено понимание источника государственной власти Ставропольского края, в качестве которого выступает народ Ставропольского края как составная часть многонационального народа Российской Федерации. Обоснована необходимость увеличения количества уставных норм, имеющих непосредственное действие, изложены доводы в пользу создания Уставного суда Ставропольского края, сформулированы новые нормативные положения, обеспечивающие стабильность краевого Устава. Изложенные в статье теоретические положения, а также предложения по их законодательному воплощению, по мнению автора, могут быть использованы, при совершенствовании уставного регулирования других субъектов Российской Федерации с учетом их региональных особенностей.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

75-94 71
Аннотация

В России и за рубежом государственно-частное партнерство превратилось в постоянно повторяемый слоган. Его связывают с формами организации экономической кооперации государства и частного бизнеса, позволяющими государству развивать капиталоемкую общественную инфраструктуру, экономя бюджетные средства и ориентируясь на опыт частных инвесторов, а частным инвесторам — расширять «безрисковую» сферу своих капиталовложений и под патронажем государства получать стабильную прибыль в долгосрочном периоде. Однако и в России, и в других стран мира практика ГЧП-проектов расширяется достаточно медленно. Особенно это касается общественно значимой инфраструктуры несмотря на то, что она является мощным драйвером экономического роста в будущем. В этой связи и с учетом дефицитности государственных финансов особую актуальность приобретает проблема формирования условий, необходимых для обеспечения мультипликационного эффекта бюджетного финансирования общественной инфраструктуры, которое является важнейшей предпосылкой обеспечения интересов частных инвесторов, включая институциональных игроков. 

95-111 126
Аннотация

Эффективность модели федеративных отношений определяется тем, насколько она соответствует реалиям страны на том или ином историческом этапе. В России фактически действует модель, которую условно можно назвать «унитарным федерализмом». Она сформировалась в начале нулевых и сыграла в целом позитивную роль, предотвратив распад Российской Федерации и ее трансформацию в конфедерацию. В то же время высокая централизация финансовых ресурсов и полномочий на федеральном уровне не способствует дальнейшему развитию субъектов Российской Федерации. Подтверждений тому масса: высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства, диспропорции в уровне развития и бюджетной обеспеченности регионов, низкие темы, роста ВРП. Из 85 субъектов Российской Федерации донорами являются 15—16. Российский федерализм требует формирования нового баланса полномочий и ресурсов. Собственно, утвержденные указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» направлены на это. На определенном этапе этих преобразований встанет вопрос и о самом Совете Федерации, способах реализации его конституционных полномочий. В связи с этим может оказаться полезным опыт Европейского союза. В представленной статье исследуются теоретические основы эволюции федерализма и европейской интеграции. Проводится параллель между федерацией и интеграционным объединением, а также сравнительный анализ порядка формирования, организации и деятельности Совета Европейского союза и Совета Федерации. Особое внимание уделяется законодательному процессу, а также реализации принципа федерализма в деятельности данных институтов.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

112-125 42
Аннотация

Российское законодательство о стратегическом планировании предусматривает разработку стратегий социально-экономического развития макрорегионов, однако реализация этой нормы оказалась непростой задачей, пока такие стратегии не утверждены. В представленном исследовании анализируется накопленный российский и зарубежный опыт выделения макрорегионов и разработки стратегий их развития, а также текущие российские проблемы в данной сфере, предлагаются варианты их решения. Утверждается, что формирование макрорегионов позволяет решить проблемы несовершенства административно-территориального деления без его перекройки, а также организовать межрегиональное сотрудничество. При этом макрорегионы могут выступать в качестве объектов региональной политики национального правительства и стратегического планирования, единиц статистического учета, могут использоваться для оптимизации управления и организации сотрудничества регионов. Показывается, что выделенные в Стратегии пространственного развития РФ макрорегионы вынужденно основываются на сложившейся сетке федеральных округов, а основной нерешенной задачей является отсутствие ясных подходов к управлению макрорегионами. Разработка стратегий развития макрорегионов в целях обеспечения согласованности в территориальном разрезе общестрановых стратегических документов/программ сталкивается с практически полным отсутствием в них региональной составляющей; в целях принятия управленческих решений по размещению объектов социальной инфраструктуры — с несоответствием сетки макрорегионов реальным экономическим районам; в целях федеральной региональной политики — с проблемой дублирования государственных программ; в целях развития межрегионального сотрудничества — с дефицитом региональных инициатив. Предлагается отказаться от единой сетки макрорегионов и единообразных подходов к разработке стратегий их развития. Становление системы стратегического планирования макрорегионов должно происходить по мере созревания необходимых для этого условий. 

126-141 37
Аннотация

Мурманская область представляет собой территориальную административную единицу России, вносящую значительный вклад в экономику и национальную безопасность государства, а потому ее развитие характеризуется высоким стратегическим смыслом. Основными проблемами развития Мурманской области являются моноотраслевая специализация, снижение количества малых предприятий и т.п. С учетом этого, в статье в качестве ключевых факторов, которые необходимо задействовать для реализации приоритетных направлений развития региона, выделяются существенный запас природно-сырьевых ресурсов, наличие хорошо развитой инфраструктуры, стабильный рост производства. Можно предположить, что с имеющейся и продолжающей динамично развиваться экономикой, наличием достаточно развитой транспортной сети, удобным географическим положением с непосредственным выходом к океанским торговым путям Мурманская область является одной из основных баз и стартовым плацдармом для работы по структурной модернизации и освоению всей Российской Арктики. В качестве механизма преодоления существующих проблем в Мурманской области предлагается интенсивное развитие кластерных инициатив.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

142-160 80
Аннотация

Социальная напряженность — многоаспектное понятие, в числе прочего отражающее степень неудовлетворенности населения социально-экономическими условиями жизни. Основными «болевыми точками» являются снижение уровня жизни, в том числе обеднение населения, недостаточная обеспеченность жильем, трудовые конфликты и др. В процессе изучения проблемы нарастания социальной напряженности в субъектах Российской Федерации на первый план выходит анализ соответствия принимаемых региональной администрацией мер тем факторам, которые ее индуцировали. В статье приводятся результаты статистического анализа уровня социальной напряженности в регионах Российской Федерации. Анализ проводился за 2016 и 2018 гг. c использованием данных Федеральной службы статистической информации. При этом акцент был сделан на поиске ключевых и актуальных для населения критериев уровня жизни. Кроме того, с помощью инструментов эконометрического моделирования проведено сопоставление полученных результатов.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

161-180 44
Аннотация

В связи с ростом численности населения в мире и повышением уровня жизни возникает естественная необходимость действенного решения жилищных проблем. Авторами статьи предлагается новая формула для использования на ипотечном рынке, которая основывается на концепции «непрерывности приведенной стоимости погашений». Данное решение обеспечивает заемщику более низкие, в пересчете на текущую стоимость, первоначальные ежемесячные платежи. Новый подход предлагает альтернативу такому методу, как сдача в аренду собственности, и может послужить практическим инструментом, помогающим всем желающим стать собственниками жилья, что в итоге оздоровит весь мировой ипотечный рынок.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

181-193 28
Аннотация

Развитие Дальневосточного федерального округа, укрепление его экономического, инновационного потенциала, повышение качества жизни людей по-прежнему остается важным государственным приоритетом. Принятые Правительством меры принесли определенные результаты: увеличивается число территорий опережающего развития, создаются рабочие места за счет привлекаемых средств инвесторов и бюджетных инвестиций. Вместе с тем регионы Дальнего Востока продолжают испытывать трудности в финансовом обеспечении расходных обязательств, сохраняются риски в устойчивости бюджетов субъектов, связанные с существенным объемом долговых обязательств, с одновременным увеличением инфраструктурных расходов в связи с необходимостью достижения национальных целей и задач. Суммарный объем государственного долга увеличился с 2014 г. почти в два раза. Задолженность имеют все регионы Дальневосточного федерального округа, за исключением Сахалинской области. Пример дальневосточных регионов показывает, что замещение коммерческого кредитования бюджетным лишь позволило изменить структуру государственного долга и снизить расходы, на его обслуживание, но никак не повлияло на снижение его общего объема. В статье рассмотрен механизм субфедеральных облигаций как источник покрытия дефицита бюджетов регионов Дальнего Востока, которые в настоящее время практически не представлены на облигационном рынке. Вместе с тем современная политика Центробанка и Минфина России позволяет создавать благоприятные условия для размещения долгосрочных облигационных займов. 

194-201 28
Аннотация

Единственным значимым критерием выбора поставщика при закупках для государственных и муниципальных нужд фактически является цена контракта. Однако низкая цена часто связана со снижением качества поставляемых товаров или выполняемых работ. Особенно критичен вопрос качества при организации детского питания в детских образовательных организациях. В Боровском районе Калужской области разработана и успешно применяется практика обеспечения качества детского питания — «Дети. Качество питания — качество жизни», построенная на постоянном лабораторном контроле качества поставляемых продуктов, систематической работе с поставщиками и формализации процессов приемки продуктов питания.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

202-210 38
Аннотация

В современной мировой экономике, чтобы соответствовать статусу ведущей мировой державы, Россия стремится достичь конкретных целей социально-экономического развития, в том числе создать инновационную экономику в рамках широкомасштабной модернизации. Эта цель отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в постепенно реализуемых государственных программах. Но действительно ли проводимая государством экономическая политика в полной мере реализуется с учетом необходимости достижения поставленных целей? Не вступает ли эта цель в противоречия с внешнеторговой политикой России? Для ответа на эти вопросы обратимся к конкретному примеру — торговому сотрудничеству Российской Федерации и Китая, который выступает в качестве одного из основных стратегических, торговых партнеров России.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)