Журнал "Федерализм" создан по инициативе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Института экономики РАН в 1995 году. Журнал "Федерализм" выходит с марта 1996 г.
В настоящее время учредителем журнала является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»).
Тематикой журнала является развитие федеративных отношений и местного самоуправления (вопросы теории и практики), совершенствование региональной политики в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, изучение и обобщение зарубежного опыта регионального развития, а также проблем пространственного развития.
Авторами журнала "Федерализм" выступают видные ученые, руководители институтов РАН, вузов страны, сотрудники региональных научных центров, главы регионов, члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные сотрудники федеральных министерств и ведомств, аппарата и Аналитического управления Совета Федерации
Периодичность издания — 1 номер в квартал. Установочный объем - 15 печатных листов. В каждом номере публикуется до 15 статей, аналитических записок, справочных материалов, которые объединяются в разделы-рубрики.
Издание рассчитано на сотрудников органов исполнительных и законодательных ветвей власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-74878 от 11.02.2019 г.).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей (https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9208).
Текущий выпуск
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В последние годы на экономику России помимо общемировых тенденций действуют факторы, провоцирующие структурные сдвиги. Бюджетно-налоговые инструменты позволяют как реагировать на временные колебания деловой активности, так и поддерживать структурную перестройку экономики. Имеющиеся резервы бюджетной системы Российской Федерации позволили справиться с первыми последствиями санкций. По проведенной оценке, эффективность бюджетного импульса в 2022 г. оказалась в два раза выше, чем в 2020 г. Однако риски бюджетно-налоговой политики возрастают из-за непредвиденного роста расходов, необходимости увеличивать налоговую нагрузку на экономику и наращивания государственного долга. В статье предложены меры по перераспределению налоговой нагрузки между экспортоориентированным сектором и производителями, ориентированными на внутреннюю экономику, подходы к использованию цифровых финансовых активов в сфере налогообложения, меры по развитию долгового рынка и другие направления поддержки структурной трансформации российской экономики.
Одним из основных способов реализации ESG-повестки в деятельности банков является эмиссия зеленых облигаций, средства от которых идут на финансирование проектов в сфере экологии. Особый характер данных инвестиций может сопровождаться скидкой на зеленость (эффект greenium), которая может уменьшить доход потенциального инвестора. Но на зарождающемся в России рынке зеленых банковских облигаций ситуация иная. В этой связи анализ основных характеристик зеленых облигаций российского банковского сектора, а также оценка их инвестиционной привлекательности в сравнении с инструментами классического типа предлагают эффективный инструмент формирования долгосрочного капитала, нацеленного на реализацию концепции устойчивого развития.
Одна из главных целей внутренней политики России до 2030 г. – рост благосостояния народа. Однако на сегодняшний день не существует единого подхода к оценке уровня благосостояния. Также не оформлены конкретные критерии, согласно которым этот уровень можно объективно оценивать. Данная проблема требует создания такого инструмента, как стандарт благополучия. Разработка, внедрение механизмов реализации и развитие концепции стандарта благополучия, его смысла и содержания на сегодняшний день является актуальной задачей не только для научного сообщества России, но и представителей власти и общественности. В статье представлены актуальные на 2023 г. тенденции и процессы, связанные с проработкой и продвижением в Российской Федерации стандарта благополучия. Рассмотрены накопленный опыт и инициативы, а также некоторые новые идеи и предложения. Цель исследования – проанализировать текущую ситуацию, разработать рекомендации по дальнейшей стратегии внедрения стандарта благополучия. Основа данной работы – анализ успешного опыта как различных регионов Российской Федерации, так и международного сообщества. Исследование показывает, что стандарт благополучия является достижимой целью и эффективным механизмом при наличии научной базы и систематической работы по внедрению его составных элементов. Внедрение стандарта благополучия будет способствовать повышению уровня, качества жизни и удовлетворенности жизнью граждан России, соблюдению их законных прав, а в конечном итоге – развитию страны.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В октябре 2023 г. отмечалось 20 лет с момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В январе 2022 г. Государственной Думой в первом чтении был принят новый законопроект о местном самоуправлении, но пока дальнейшее его рассмотрение отложено. Цель статьи – выявление предпосылок и направлений дальнейшего реформирования местного самоуправления. В статье проанализированы тенденции и проблемы развития местного самоуправления и муниципальных образований в 2000–2020-е гг., среди которых – сокращение и ликвидация городских и сельских поселений в результате их объединения и преобразования муниципальных районов в городские и муниципальные округа; сохранение низкой финансово-экономической самостоятельности муниципалитетов, а также высокого уровня внутрирегиональной социально-экономической дифференциации на фоне концентрации населения и производства в городских агломерациях и сохранения системных проблем в развитии сельских территорий. На основе анкетных опросов глав муниципальных образований и жителей Вологодской области выявлено их отношение к новой реформе местного самоуправления. В заключительной части статьи обозначено концептуальное видение перспектив развития местного самоуправления в России.
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в I полугодии текущего года характеризовалось реальными темпами роста поступлений налога на прибыль и лишь номинальным ростом налога на доходы физических лиц. Увеличение поступлений федеральных трансфертов отчасти определялось финансированием бюджетов новых регионов Российской Федерации. На динамику собственных доходов региональных бюджетов в первом полугодии кроме роста хозяйственной активности оказывали влияние такие факторы, как отмена уплаты налога на прибыль в рамках консолидированных групп налогоплательщиков и ускоренный порядок возмещения по НДФЛ. Рост расходов региональных бюджетов отставал от роста доходов, но существенно опережал прошлогодние показатели, результатом чего стало сокращение профицита субфедеральных бюджетов по сравнению с предшествующим годом. Сохранилась тенденция к росту объемов государственного и муниципального долга на фоне роста задолженности перед Минфином России. Рост объемов государственного долга имеет место как в относительно благополучных регионах, так и в проблемных. Сокращение отдельными субъектами Российской Федерации объемов долговых обязательств пока не может изменить общей картины. Утвержденный закон о федеральном бюджете на 2024 г. и последующие годы предполагает сокращение федеральной поддержки региональных бюджетов на фоне роста потребности в расходах и содержит существенные риски для исполнения субфедеральных бюджетов.
Сбалансированность региональных бюджетов является важнейшим фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Традиционными механизмами сбалансированности наряду с межбюджетными трансфертами, выступают также кредиты, резервные фонды, доходные источники, установленные нормами законодательства и предназначенные для минимизации бюджетного дефицита и внутрисистемного перераспределения бюджетных средств. В 2024–2026 гг. планируется реализовать все необходимые меры, направленные на поддержание бюджетной устойчивости и самостоятельности региональных бюджетов, стимулирование инфраструктурного развития, создание более прозрачной модели межбюджетных отношений на региональном уровне. В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации во многом зависят от финансовой помощи из федерального бюджета. Ее общий объем ежегодно увеличивается и распределяется согласно утвержденным методиками. В статье рассмотрены основные виды и объемы межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2024–2026 гг., особенности предстоящего бюджетного цикла и сделаны выводы о достаточности оказываемой финансовой поддержки для устойчивости региональных бюджетов.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Экономические санкции являются неотъемлемой частью внешнеполитического репертуара государств. Все чаще государства и международные организации прибегают к санкциям для решения разнообразных вопросов – от борьбы с коррупцией до предотвращения применения ядерного оружия. С течением времени, особенно за последние два десятилетия, способы использования экономических санкций претерпели изменения. В конце 1990-х гг. признание гуманитарного вреда экономических санкций и «война с терроризмом» после событий 11 сентября 2001 г. привели к серьезным изменениям в структуре и механизмах их применения. Вопросы о том, как работают эти инструменты принуждения, когда они применяются, какие последствия они имеют и когда они успешны, все еще определяются исследованиями, проведенными во второй половине XX в. Выводы, сделанные на основе прошлых случаев санкций, могут быть не полностью применимы к современной политике санкций. Во второй половине XX в. большинство случаев применения санкций было связано с Соединенными Штатами, и они охватывали ограничения на международную торговлю. Однако за последние два десятилетия в качестве основных инициаторов санкций выступают также Европейский союз, Организация Объединенных Наций и Китай. Современные санкции включают целенаправленные и финансовые ограничения и применяются против отдельных лиц, организаций и компаний. Изменение отправителей, целей, заинтересованных сторон и экономических инструментов, используемых в политике санкций, имеет серьезные последствия для эффективности и результатов. Нормативно-правовая и бюрократическая инфраструктура, необходимая для внедрения и соблюдения современных экономических санкций, стала более надежной. Такая эволюция санкций предоставила научному сообществу возможность изучить новые вопросы принуждения и вернуться к старым. Программа исследования экономических санкций должна развиваться, чтобы быть актуальной для понимания применения современных санкций и их последствий.
В последнее время резко ухудшились международные отношения, спровоцировав эрозию наднациональных правозащитных институтов. На этом фоне Россия вышла из Совета Европы и, соответственно, из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. В федеральное законодательство внесены нормы о защите граждан России от международных органов, чьи решения противоречат национальному законодательству. Однако это не решает в целом задачу защиты прав и свобод граждан России на наднациональном уровне. В статье делается вывод о необходимости более активного использования сохраняющихся возможностей защиты прав российских граждан на наднациональном уровне, а также создания новых альтернативных институтов защиты прав человека в рамках дружественных России международных объединений, таких как СНГ, ШОС и ЕАЭС.
Климатические изменения, усиление антропогенного воздействия приводят к таянию многолетней мерзлоты и, как следствие, к разрушениям и деформациям зданий и сооружений, построенных на ней. Это является причиной значительных дополнительных финансовых издержек, связанных с необходимостью применения специфических технологий строительства и эксплуатации зданий в криолитозоне, а также прямых и косвенных ущербов от потери основных фондов. Согласно прогнозам геокриологических изменений, в Арктической зоне России эти негативные тенденции должны усилиться в будущем. В статье на примере города Норильска проанализированы некоторые проблемы, связанные с оценкой издержек на адаптацию объектов здравоохранения и образования, построенных на мерзлоте, к изменению инженерно-геокриологических условий до середины XXI в. Проведенный анализ показал, что величина вероятных издержек для рассматриваемой группы объектов, связанных с прямыми ущербами от деформаций и разрушений зданий, а также необходимостью их ликвидации и замещающего строительства, существенно превышает финансовые средства, заложенные на это в соответствующих документах стратегического планирования Норильска. Действенным механизмом по перераспределению ущерба во времени и его снижению является установка систем термостабилизации грунтов оснований. Кратко проанализирована география производства и потребления данного вида продукции. Полученные результаты могут быть использованы для разработки аналогичных оценок и адаптационных программ в городах криолитозоны России.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Стратегия развития фармацевтической отрасли на период до 2030 г. (далее – Стратегия «Фарма-2030»), принятая в Российской Федерации в этом году, включает задачи по дальнейшему насыщению национального рынка отечественными лекарственными препаратами и по реализации экспортного потенциала фармацевтической отрасли. Государственное регулирование фармацевтической отрасли оказывает существенное стимулирующее влияние на экспорт лекарственных средств. Для выявления важнейших элементов этого регулирования, связанных с развитием и поддержанием устойчивого экспорта лекарственных средств, было проведено исследование регуляторных решений в сфере обращения лекарственных средств в странах, относящихся к разным сегментам мирового экспортного фармацевтического рынка. Результаты анализа государственного регулирования сферы обращения лекарственных средств в странах – центрах экспорта лекарственных средств были опубликованы ранее. В статье представлены результаты анализа государственного регулирования в странах с быстрорастущим фармацевтическим сектором, сформулированы общие для этих стран стратегии, которые направлены на достижение лидерских позиций национальной фармацевтической отрасли и на внутреннем, и на внешнем рынках. Также предложен ряд мероприятий для включения в план реализации Стратегии «Фарма-2030», которые, на наш взгляд, будут способствовать достижению поставленных задач как по стимулированию экспорта, так и по обеспечению лекарственными препаратами населения Российской Федерации.