Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Журнал "Федерализм" создан по инициативе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Института экономики РАН в 1995 году. Журнал "Федерализм" выходит с марта 1996 г.

В настоящее время учредителем журнала является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (ФГБОУ ВО «РЭУ им.  Г. В. Плеханова»).

Тематикой журнала является развитие федеративных отношений и местного самоуправления (вопросы теории и практики), совершенствование региональной политики в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, изучение и обобщение зарубежного опыта регионального развития, а также проблем пространственного развития.

Авторами журнала "Федерализм" выступают видные ученые, руководители институтов РАН, вузов страны, сотрудники региональных научных центров, главы регионов, члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные сотрудники федеральных министерств и ведомств, аппарата и Аналитического управления Совета Федерации

Периодичность издания — 1 номер в квартал. Установочный объем - 15 печатных листов. В каждом номере публикуется до 15 статей, аналитических записок, справочных материалов, которые объединяются в разделы-рубрики.

Издание рассчитано на сотрудников органов исполнительных и законодательных ветвей власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-74878 от 11.02.2019 г.). 

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей (https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9208).

Текущий выпуск

№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР 

5-28 136
Аннотация

Динамика развития и структура экономики российских регионов рассматриваются в статье на основе данных по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций в 2019 и 2020 гг., а также индексам промышленного производства; используется метод «сдвиг и доля». Показывается, что, как и во все предшествующие кризисы, отраслевая структура экономики регионов была значимым фактором их экономической динамики. Несмотря на специфику вызванного пандемией COVID-19 кризиса (максимальные темпы спада в отдельных видах услуг и добыче топливноэнергетических ресурсов; напротив, значимый рост в здравоохранении, производстве лекарств и медицинских материалов, IT-секторе), в 2020 г. проявились типичные для всех экономических кризисов закономерности. Это – позитивное влияние на экономическую динамику регионов высокой степени диверсификации экономики и наличия высокотехнологичных производств, высококвалифицированных кадров; в результате в экономически развитых регионах ограничения в отдельных видах услуг были смягчены активным внедрением цифровых технологий, в ряде случаев даже компенсированы динамичным развитием других секторов. Проявились и традиционные различия между испытывающим сильный спад производством товаров длительного пользования и относительно стабильным в кризис производством товаров повседневного спроса.

29-49 80
Аннотация

Потребность в трансформации социально-экономической политики в направлении повышения ее эффективности предполагает особое внимание федерального центра и экспертного сообщества к Дальнему Востоку, региону, обладающему значительным потенциалом экономического роста. В статье через призму исторических событий рассматривается место Дальнего Востока в мировой экономике в рамках сложившейся к настоящему времени системы международных политических, внешнеторговых и финансовых отношений на фоне снижения уровня доверия в этих сферах, что во многом зависит от чрезмерной зарегулированности наиболее значимых региональных образований и ужесточения различного рода санкций со стороны наиболее развитых государств. Обосновывается причина поворота России на восток. Подробно анализируются исторические вехи освоения и развития Дальнего Востока за 300 -летний период и его потенциал, место в хозяйственной деятельности Российской Федерации и ее внешнеэкономических связях. Приведены примеры, в определенной степени подтверждающие наметившийся переход от чисто дотационной политики прошлых десятилетий к инвестиционной стратегии будущего развития региона. Обозначены оптимальные формы и механизмы взаимодействия, направленные на улучшение инвестиционного климата, развитие транспортной, энергетической, промышленной и туристической инфраструктуры, а также на обеспечение высокого уровня экологической безопасности региона.

50-62 57
Аннотация

Сложность проведения региональной политики в федеративных государствах, обусловленная, с одной стороны, многообразием регионов и их особенностей, с другой наличием нескольких уровней ее проведения, определяет актуальность исследований, посвященных изучению данного инструмента государственного управления. В статье предложен подход, позволяющий дифференцировать цели региональной социально-экономической политики по ее уровням. Конкретизирован состав и разработана иерархия целей региональной социально-экономической политики России. Обосновано, что в современных условиях приоритетной целью региональной политики федерального центра должно стать обеспечение целостности и экономической безопасности государства в части регионального развития, региональной политики субъектов Федерации, достижения позитивной динамики качества жизни населения региона. Показано, что в обозримой перспективе проблема сглаживания межрегионального неравенства и обеспечения на этой основе сбалансированного социально-экономического развития страны и регионов будет сохранять статус стратегической цели государственной региональной социально-экономической политики в Российской Федерации. Реализация представленного подхода к целеполаганию в практике государственного управления будет способствовать формированию результативной региональной политики как важнейшего условия сбалансированного пространственного развития Российской Федерации.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 

63-74 54
Аннотация

Стрессестирование как эффективный метод риск-менеджмента и антикризисного управления может служить в качестве действенного инструмента прогнозирования финансовой устойчивости, в т.ч. и при воздействии ESG-рисков для компаний различных отраслей, работающих на территории субъектов Российской Федерации. В статье рассмотрен подход к разработке алгоритма стресс-тестирования для металлургической отрасли. На первом этапе рассмотрено текущее состояние металлургической отрасли и наблюдаемые аналитиками тренды дальнейшего развития, проанализированы крупнейшие отечественные представители металлургии и выделены их ключевые цели и затраты на экологические проекты. Далее представлены отраслевые риск-драйверы для организаций, ведущих бизнес в металлургической отрасли. После выявления риск-драйверов представлен подход к проведению оценки влияния идентифицируемых ESG-рисков, затем сформулирован алгоритм оценки влияния ESG-рисков на финансовый поток деятельности компании российской металлургической отрасли и представлена схема проведения ESG-стрессестирования для металлургической компании. В заключении исследования обозначены различные математические модели, которые могут быть использованы для совершенствования прогноза влияния ESG-факторов, приведены ключевые сложности, которые предстоит разрешить для развития системы управления ESG-рисками и повышения ESG-культуры в бизнес-сообществе в целом, а также обобщены преимущества стресс-тестирования ESG-рисков, которые могут быть использованы для целого перечня различных управленческих и методологических действий.

75-104 53
Аннотация

Стратегическое планирование развития обрабатывающих производств Российской Федерации должно базироваться на результатах комплексного анализа существующего уровня промышленного развития региональных и национальной экономик, перспектив и механизмов развития промышленного потенциала, включая определение отраслевой специфики промышленности субъектов Федерации, плановых статистических показателей в части роста объемов высокотехнологичной продукции и с учетом реализации программ импортозамещения. В статье рассматривается современное состояние стратегического планирования в практике обрабатывающих производств Российской Федерации. Приведен обзор основных направлений государственной промышленной политики в отношении обрабатывающих производств в сфере стратегического планирования, а также рассмотрены ключевые вызовы и возможности для развития данной деятельности в России; на основе статистической отчетности оценивается состояние обрабатывающей промышленности на национальном уровне. Рассматриваются предложения по расширению присутствия на российском рынке продукции обрабатывающих производств по программам импортозамещения и прогнозируются перспективы и необходимые условия для развития обрабатывающих производств до 2024 г. и на период до 2035 г.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ 

105-120 61
Аннотация

В I полугодии 2021 г. на фоне позитивных тенденций в экономике выраженно росли доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Наиболее значительно увеличились поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В большинстве субъектов рост доходов в текущем году компенсировал прошлогоднее падение. Но в ряде регионов, экономика которых имеет сырьевую ориентацию, показатели предкризисного 2019 г. пока не превышены. Общая сумма трансфертов из федерального бюджета осталась практически на уровне 2020 г. В то же время существенно изменилась структура этой помощи. Сократились поступления дотаций и существенно увеличились поступления субсидий. Рост расходов субфедеральных бюджетов отстает от динамики доходов, обеспечивая выраженный бюджетный профицит. Основными направлениями расходования средств остаются социальная политика, образование и национальная экономика. Существенную часть прироста расходов на социальную политику обеспечивают федеральные субсидии. Высокие темпы роста расходов на национальную экономику в значительной мере обеспечивает один субъект Российской Федерации г. Москва. Расходы на здравоохранение, которые в 2020 г. росли опережающими темпами, в текущем году сократились, но остались выше показателей предкризисного 2019 г. При том что в целом по всем субъектам Федерации консолидированные бюджеты по итогам полугодия были исполнены с профицитом, в целом ряде регионов имеет место бюджетный дефицит. В ряде регионов значения профицита оказались весьма значительными вследствие роста доходов, который не был спрогнозирован.

121-141 57
Аннотация

Рост региональных долгов продуцирует риски как на уровне субъекта Российской Федерации, так и в сфере межбюджетных отношений. В статье показано, что при невысокой в среднем долговой нагрузке на общерегиональном уровне, субъекты Федерации сильно дифференцированы по уровню долга, и даже при снижении общей задолженности растет вариация долговой нагрузки. На основе кластерного анализа были выделены четыре группы субъектов в зависимости от колебаний долговой нагрузки и удельного веса социальных расходов. Делается вывод, что уровень долговой нагрузки и ее динамика объясняются как социально-экономическими факторами развития региона, так и качеством бюджетного управления в конкретном субъекте Федерации. Соответственно порядок распределения межбюджетных трансфертов и бюджетные правила должны быть согласованы с учетом объективных взаимосвязей и институциональных эффектов.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

142-168 55
Аннотация

Официально признано, что демократии в Соединенных Штатах Америки уже более двухсот лет. В течение длительного времени она считалась, безусловно, наиболее прогрессивной и эталонной для всего мира. Однако в последнее время все настойчивее звучат сомнения относительно того, а действительно ли США демократическое государство? В настоящей статье рассматриваются различные аспекты демократического устройства государства, в т.ч. теоретические, исторические и правовые, а также современная политическая ситуация в Соединенных Штатах. На основе анализа избирательного законодательства США и работы американской избирательной системы делается вывод о том, что, с одной стороны, гражданам страны не гарантирована реализация их активного и пассивного избирательного права, а с другой ключевые законы и политические решения принимаются без опоры на мнение граждан страны, что не позволяет относить такой способ управления страной к однозначно демократическим. Особенно много критики вызывают выборы президента США 2020 г. с их многочисленными нарушениями и массовыми беспорядками. Во многом такая ситуация в американской избирательной системе объясняется ориентацией отцов-основателей Соединенных Штатов не на обеспечение демократического управления страной, а на укрепление американского федерализма, что и отразилось на сложности и архаичности избирательной системы. Все это позволяет сделать вывод о том, что ни формально-конституционно, ни фактически США не являются демократией. Исторически сложившаяся в США система власти наиболее точно описывается термином «олигархия», что порождает ряд как политических, так и конституционно-правовых последствий.

169-191 181
Аннотация

За последние 70 лет человеческий капитал, являющийся важнейшим фактором инновационного процесса и инновационной активности в США, приобрел пространственные формы, соответствующие территориальным инновационным системам. Под влиянием инструментов государственной региональной инновационной политики регионализация развития человеческого капитала в США прошла собственный эволюционный путь, диалектически сопряженный с циклическими процессами социально-экономического и технологического развития общества. Выявленные на основе системного и эволюционного подходов тенденции регионализации человеческого капитала раскрывают предметно-объектную сущность исследования. Исследованный в работе феномен регионализации развития человеческого капитала отражается в динамике среднегодовых темпов роста под влиянием однозначного по своей направленности, но имеющего субрегиональные различия инструментария избирательного выравнивания и проактивной региональной инновационной политики, а также различия на уровне ведущих штатов США.

192-205 106
Аннотация

В Китае, как и в других странах, ESG-факторы становятся все более важными в рамках инвестиционного дискурса, в частности отчетности публичных компаний. Однако если фактор E (экологический) активно обсуждается как внутри таких компаний, так и в китайском правительстве в рамках политики по декарбонизации экономки, то отчетность по факторам S (социальный) и G (управленческий) находится в зачаточном состоянии. Необходимо учитывать, что китайский частный сектор находится в связке с официальной риторикой китайского правительства, а разница в восприятии социальных и управленческих факторов китайским бизнесом и западными компаниями обусловливает несоответствие китайской отчетности западным стандартам. В данной статье анализируется использование ESG-принципов китайскими компаниями, влияние декарбонизации на китайскую инициативу «Один пояс, один путь», а также международное сотрудничество КНР по фактору декарбонизации и использования ESG-принципов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.