Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Журнал "Федерализм" создан по инициативе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Института экономики РАН в 1995 году. Журнал "Федерализм" выходит с марта 1996 г.

В настоящее время учредителем журнала является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (ФГБОУ ВО «РЭУ им.  Г. В. Плеханова»).

Тематикой журнала является развитие федеративных отношений и местного самоуправления (вопросы теории и практики), совершенствование региональной политики в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, изучение и обобщение зарубежного опыта регионального развития, а также проблем пространственного развития.

Авторами журнала "Федерализм" выступают видные ученые, руководители институтов РАН, вузов страны, сотрудники региональных научных центров, главы регионов, члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные сотрудники федеральных министерств и ведомств, аппарата и Аналитического управления Совета Федерации

Периодичность издания — 1 номер в квартал. Установочный объем - 15 печатных листов. В каждом номере публикуется до 15 статей, аналитических записок, справочных материалов, которые объединяются в разделы-рубрики.

Издание рассчитано на сотрудников органов исполнительных и законодательных ветвей власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-74878 от 11.02.2019 г.). 

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей (https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9208).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

5-19 29
Аннотация

Принятая в 2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» с полным основанием может рассматриваться как одна из наиболее значимых с момента начала экономических реформ в России попыток сформировать представления о долговременных перспективах социально-экономического развития страны, а также о необходимых шагах по обеспечению стабильности этого развития на национальном и региональном уровнях. Документ отличает системность видения фактически сложившихся и перспективных трендов хозяйственного и социального развития страны; стремление использовать сценарный подход в постановке целевых установок Концепции; намерение обеспечить формулируемые приоритеты необходимыми экономическими ресурсами, институциональными и правовыми новациями. В числе таковых принципиальное значение имеют установки на развитие экономико-правового механизма федеративных отношений и приоритеты государственной политики регионального развития. После принятия Концепции (во всех базах данных этот документ на сегодняшний момент значится как действующий) в нее неоднократно вносились изменения. Характер этих изменений различен, но их общий вектор просматривается вполне определенно: изъять из документа те ориентиры, целевые показатели и пр., которые довольно скоро после его принятия оказались недостижимыми. В статье рассматриваются некоторые ключевые составляющие Концепции и причины того, что документ оказался нереализуемым.

20-38 35
Аннотация

Влияние коронавируса на социально-экономическое развитие российских регионов зависит от структуры их экономики, которая анализируется в статье на основе официальных данных по структуре занятости. Оценивается вклад разных секторов экономики (первичного, вторичного, третичного), роль неформальной занятости и бюджетного сектора, доля занятых в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Выделяются не только краткосрочные, но и долговременные структурные проблемы экономики регионов. Показывается, что негативное влияние коронавируса преимущественно на сферу услуг в разрезе субъектов РФ проявляется в городах федерального значения, в экономически слаборазвитых регионах с недоразвитым реальным сектором экономики, а также регионах, специализирующихся на отдельных видах услуг (туризме, внешней торговле, сложных услугах). Для экономически слаборазвитых регионов влияние коронавируса усугубляет высокая доля неформального сектора (что ограничивает возможности получения господдержки), но смягчает повышенная доля занятых, получающих заработную плату из бюджетной системы. Пониженная доля сферы услуг в аграрных регионах означает меньшую их зависимость от коронавируса, однако подтверждает необходимость развития сферы услуг как основы для повышения качества жизни населения. Вместе с тем почти повсеместно необходима реструктуризация сферы услуг: сокращение роли простых услуг (прежде всего торговли) в пользу сложных, связанных с высокими технологиями, инновациями и с социальной сферой, прежде всего здравоохранением.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

39-50 44
Аннотация

Переход многих государств в конце ХХ в. к демократическим формам правления был призван повысить эффективность и транспарентность деятельности представительных органов власти. Наряду с реализацией принципа субсидиарности в отношении регионов и муниципалитетов это должно было укрепить государственное устройство. Однако для многих постсоветских и развивающихся стран импорт западных демократических институтов сопровождался (и сопровождается) разрушением территориальной целостности и ростом коррупции. Это подрывает доверие граждан к либеральной демократии и вызывает ностальгию по «сильной руке». Статья посвящена анализу проблем, связанных с экспортом демократии в страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения. Демонстрируется, что для страны-импортера западных демократических институтов актуальной становится проблема сецессии, которая обычно игнорируется экономической теорией в силу неявного допущения об однородности социально-экономического пространства. Экспорт институтов является эффективной и рентабельной заменой военно-политических операций для стран-экспортеров. Парадоксальным дополнением данного экспорта является коррумпирование местных элит, что способствует изменению политического курса или переходу политико-экономического истеблишмента в режим «внешнего управления». Значительная особенность современности – фактический запрет на территориальные захваты, что способствует росту количества государств. Однако существенная часть из них обладает лишь негативным суверенитетом, будучи не в состоянии предоставить гражданам необходимый объем общественных благ.

51-75 41
Аннотация

Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб национальным социально-экономическим системам, вызвав глубочайшую со времен Великой депрессии экономическую рецессию. Социальная реальность разделилась на период до COVID-19 и после него. Пандемия обернулась серьезным испытанием для институтов государства, систем национального здравоохранения, экономико-центристских национальных сообществ, национальных моделей агрегирования общественного выбора. Посткоронавирусная реальность начнет формироваться по окончании пандемии COVID-19 и будет строиться на иных принципах функционирования. Именно поэтому уже сегодня и теоретики, и практики задумываются о будущем посткризисного мира, отличительной чертой которого является полная неопределенность. Методологические подходы, разработанные новой политической экономией, позволяют переосмыслить феномен партнерства государства и бизнеса как механизма, позволяющего оценить эффективность альтернативных вариантов институциональной структуры новой реальности, функций государства в обществе с общечеловеческими ценностями в его основе, в моделях агрегирования общественного выбора и т.п. с учетом реалий посткоронавирусного мира.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

76-91 31
Аннотация

В статье обсуждается вопрос пространственного развития Юга Западной Сибири на основе экономической интеграции смежных регионов в рамках макрорегиона – Южно-Сибирского экономического района. Сотрудничество регионов данного экономического района позволит разнообразить структуру экономики и повысит их интегральный экономический потенциал, создавая возможности противостоять неблагоприятным социально-экономическим вызовам новой экономики. В условиях ограниченных возможностей государства по стимулированию социально-экономического развития регионов межрегиональная экономическая интеграция в рамках макрорегиона может рассматриваться в качестве одного из механизмов, активизирующих источники перехода на траекторию сбалансированного экономического роста и выход на среднероссийские параметры уровня жизни населения. Тенденции сближения регионов уже можно наблюдать в рамках реализации совместных проектов: агроперерабатывающего («Сибирское приобье») и туристско-рекреационного направлений. В статье предложена модель организации экономического сотрудничества регионов Юго-Западной Сибири.

92-113 22
Аннотация

Реализация национального проекта «Цифровая экономика» требует целенаправленных усилий всех заинтересованных сторон и предъявляет особые требования к региональным системам управления. Это предполагает совершенствование практики управления процессами цифровой трансформации в регионах с целью повышения качества жизни людей и динамичного развития. В статье рассматриваются условия для формирования и развития цифровой экономики в Южном федеральном округе. Отмечается, что хотя цифровая экономика предоставляет большие возможности для развития, повышает уровень информационной открытости и доступности, снижает бюрократические барьеры, с другой стороны, процессы цифровизации сопряжены с трудностями, неопределенностью и рисками. Установлено, что во всех регионах округа имеются необходимые программные документы для проведения цифровой трансформации. Стратегические документы, принятые в округе, направлены на стимулирование и развитие цифровых технологий. Цифровая экономика нуждается в компетентных специалистах, для этого необходимо создать условия для подготовки кадров, совершенствовать систему образования, рынок труда, создавать системы мотивации по освоению необходимых компетенций. В научных исследованиях уделено недостаточно внимания процессам влияния цифровых изменений на инновационную активность региональных субъектов. В статье представлен анализ различных критериев, влияющих на возможное развитие цифровой экономики и социально-экономическое развитие округа. Проведенный анализ позволил обозначить перспективы дальнейшего развития макрорегиона. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки и корректировки региональных стратегических программ развития цифрового общества, а также в качестве материала для дальнейших теоретических и прикладных исследований в области развития цифровых процессов в региональных системах.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

114-131 30
Аннотация

В 2019 г. на фоне экономической рецессии доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ росли высокими темпами, в т.ч. за счет опережающего роста федеральных трансфертов. Рост их собственных доходов обеспечили поступления налога на прибыль организаций, НДФЛ и акцизов при сокращении поступления налогов на имущество. Темпы роста расходов региональных бюджетов выраженно опережали темпы роста доходов. Приоритетами субъектов РФ были здравоохранение и национальная экономика. Высокие темпы роста расходов далеко не всегда приводили к росту объема государственного долга – его общая сумма по итогам года сократилась. Только в некоторых субъектах РФ имело место выраженное увеличение объема долга. Оценки возможных потерь бюджетных доходов, с которыми неизбежно столкнутся регионы в условиях надвигающегося экономического кризиса, позволяют выделить группу субъектов РФ, для которых эти проблемы будут наиболее острыми.

132-145 30
Аннотация

Благоприятные условия 2018 и 2019 гг. позволили создать значительные резервы за счет нефтегазовых доходов. Одновременно характер бюджетно-налоговой политики со сдерживающего начал меняться на стимулирующий. Реализация национальных проектов и рост бюджетных расходов обеспечивали заметный вклад в темпы роста ВВП на фоне ослабления потребительского и инвестиционного спроса. В условиях кризиса 2020 г. накопленные резервы позволяют компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, однако последствия для бюджетов субъектов РФ могут стать серьезнее, несмотря на более низкую чувствительность к шокам со стороны цен на нефть. Рост чувствительности доходных поступлений к динамике ВВП, отмеченный в последние годы, позволяет предположить, что последствия текущего кризиса для бюджетной системы РФ могут оказаться существенно хуже, чем в 2009 г.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

146-161 29
Аннотация

В условиях обострения экономических и социальных проблем в постпандемической России задача определения критериев экономической безопасности для страны и ее регионов приобретает сегодня особое значение. Российская практика управления уже имеет определенный опыт применения критериев экономической безопасности на национальном уровне с 1996 г. до 2007 г. Отмена мониторинга показателей экономической безопасности стала серьезной управленческой ошибкой – правительство лишилось возможности объективного контроля защищенности российской экономики от внутренних и внешних угроз. Попытка восстановления системы мониторинга фактического и прогнозного уровня экономической безопасности по важнейшим показателям была предпринята Минэкономразвития РФ в 2019 г. Однако сегодня ситуация изменилась. Мы наблюдаем объективные условия корректировки критериев экономической безопасности – в формировании целевых и предельно допустимых ее значений все более важное место занимает социальный фактор. В статье предлагается авторское видение развития концепции национальной социально-экономической безопасности, обозначены подходы к формированию единой системы оценочных критериев социально-экономической безопасности на федеральном и субфедеральном уровнях, а также к разработке необходимых в этих условиях управленческих реформ.

162-172 26
Аннотация

Даже в условиях кризисных явлений, залогом стабильности современной банковской системы во многом остаются применяемые надзорными органами концепции банковского регулирования и надзора. Центральный Банк России в условиях глобализации и внешних вызовов проводит адаптацию зарубежных концепций регулирования и надзора к реалиям российской финансовой системы на федеральном и региональном уровнях с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому статья посвящена анализу эффективности современных концепций банковского регулирования и надзора. В статье перечисляются и характеризуются наиболее распространенные в применении концепции банковского регулирования и надзора, а также приводится авторский взгляд на современные альтернативные подходы к организации банковского регулирования и надзора, которые могут позволить Центральному Банку России улучшить применяемый надзорный режим.

173-189 89
Аннотация

Важнейшим инструментом поддержки территориальной целостности государства является региональная политика. Применяемые для ее разработки подходы и принципы, а также используемые методы и инструменты находятся в прямой зависимости как от исторической траектории и социально-экономических реалий внутри страны, так и от геополитической ситуации в мире. В условиях нестабильности и переформатирования мирового порядка региональная политика современного государства, в т.ч. российского, должна учитывать вызовы, порождающие угрозы национальной безопасности и территориальной целостности. Базовые концептуальные установки региональной политики в условиях геополитической конкуренции должны быть ориентированы на стратегические цели сохранения единства страны. Применение практики позитивной дискриминации в региональной политике современных государств, по мнению авторов, создает некоторую угрозу этому единству, порождая определенные предпосылки для сепаратизма. Анализ примеров применения позитивной дискриминации в региональной политике зарубежных государств помогает оценить потенциальные угрозы, с которыми может столкнуться российское государство в ходе реализации своей региональной политики.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

190-197 38
Аннотация

Среди перечня мер в области регионального развития органами государственной власти обозначено развитие агломераций. Эта политика требует выработки методов оценки ее результатов и их прогноза. Статья рассматривает особенности методик оценки агломерационного развития. Тема агломераций на данный момент является актуальной: в документах стратегического планирования субъектов РФ с каждым годом все чаще присутствуют агломерации, об их развитии говорят федеральные, региональные и муниципальные органы власти. В статье представлены методы оценки развития агломерации в России. Выдвинута гипотеза о том, что не существует унифицированной методики оценки агломерационного роста в России. В качестве существующих методик были рассмотрены индексы, используемые в исследованиях консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, Фонда «Институт экономики города», а также индекс городской среды, созданный в рамках исполнения майского указа о стратегическом развитии РФ до 2024 г. и нацпроекта «Жилье и городская среда». По результатам проверки гипотезы сделаны выводы и рассмотрены возможные способы достижения положительных изменений.