Preview

Федерализм

Расширенный поиск
№ 1 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2018-1

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

7-20 37
Аннотация

Важнейшей составляющей формирования цифровой экономики является внедрение новых технологий в финансовый сектор. Данная тенденция характерна для большинства стран. Наблюдается она и в России. Банки, сумевшие перестроить свою деятельность на основе цифровых технологий, не только упрочивают свои позиции на внутреннем рынке финансовых услуг, но и обеспечивают свою конкурентоспособность на мировом рынке. По имеющимся прогнозам, доля цифровых финансовых услуг и на мировом, и на российском рынке будет постоянно увеличиваться. Увеличение количества компаний, предоставляющих услуги на основе новых технологий, упрочение их позиций на внутреннем и внешнем рынке требуют внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу, которая регулирует функционирование и развитие финансового сектора. Специфика цифровых технологий, используемых в финансовой сфере, обусловливает особенности их правового регулирования. Речь идет о транснациональном характере цифровых технологий и наличии у организаций, работающих на их основе, большого опыта работы вне регулирования со стороны государственных органов. В настоящее время в России существует Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг., и программа «Цифровая экономика Российской Федерации. В статье анализируются проекты двух базовых для регулирования цифровых технологий в финансовом секторе федеральных законов — законопроекта «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Принятие этих законов позволит сформировать правовую базу для регулирования цифровой экономики в финансовой сфере, создать альтернативную систему привлечения инвестиций для развития сектора малого и среднего бизнеса с использованием цифровых технологий.

21-41 8
Аннотация

Формирование экономической политики, нацеленной на социально-экономическое развитие и повышение уровня и качества жизни населения, предполагает активное участие субъектов РФ в этом процессе. Оживление деловой активности в 2017 г. имело своим следствием рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Наиболее существенно по сравнению с прошлогодними показателями увеличились поступления поимущественных налогов, особенно налогов, уплачиваемых физическими лицами. Рост налоговой нагрузки имел место на фоне падения реальных доходов населения. Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не отставал от роста доходов, однако структура расходов менялась. Сократились расходы на здравоохранение – их рост за счет территориальных фондов обязательного медицинского страхования не компенсировал падение бюджетных расходов. В некоторых регионах падение расходов на здравоохранение носило критичный характер. Практически не выросло финансирование образования, в то время как по расходам на национальную экономику наблюдался существенный рост, главным образом за счет роста расходов на дорожное хозяйство. В 2017 г. регионам удалось снизить расходы на обслуживание государственного и муниципального долга, однако суммарный дефицит их бюджетов увеличился.

42-61 10
Аннотация

В условиях замедления экономического роста требования к работе по осуществлению экономической политики возрастают. В особенности это касается бюджетно-налоговой политики, поскольку показатели бюджета чувствительны к колебаниям деловой активности. В статье рассматриваются итоги бюджетно-налоговой политики в 2017 году, который характеризуется некоторым оживлением деловой активности и, как следствие, улучшением состояния как федерального бюджета, так и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Тем не менее, как показано в исследовании, бюджетно-налоговая политика, проводимая в последние годы, не способствует экономическому росту. В работе анализ проводится с точки зрения политики прогрессивной финансовой консолидации. Показано, что накопление средств в суверенных фондах в российский условиях не становится инструментом подобного подхода, а служит лишь для финансирования операционных дефицитов, которые образуются не за счет увеличения инвестиционных расходов бюджета, а за счет наращивания текущих расходов. Также в статье анализируются условия, в рамках которых растут заимствования и, как следствие, расходы на обслуживание государственного долга. Несмотря на низкий уровень государственного долга относительно ВВП России, высокий уровень процентных ставок при низких темпах экономического роста способствует ускоренному наращиванию долга и создает ограничения для проведения стимулирующей политики в будущем.

62-81 12
Аннотация

Анализ структуры доходов местных бюджетов, выполненный на материалах Новосибирской области, продемонстрировал низкий уровень их самостоятельности из-за отсутствия устойчивой доходной базы соответствующих бюджетов. Для большинства городских округов и районов области более половины доходных источников приходится на долю безвозмездных перечислений. Результаты расчета характеристик неоднородности бюджетных показателей до и после выделения средств из областного бюджета свидетельствуют о том, что неоднородность в бюджетных доходах после перечисления муниципалитетам средств из областного бюджета сокращается. Расчет коэффициентов ранговой корреляции демонстрирует существование случайного характера безвозмездных перечислений из областного бюджета, что не отвечает целям выравнивания. Однако оценка зависимости поступающих в местные бюджеты безвозмездных перечислений на душу населения от среднедушевых налоговых и неналоговых бюджетных доходов с помощью методов регрессионного анализа выявила существование статистически значимой отрицательной зависимости между рассмотренными параметрами для Новосибирской области, т.е. что бюджетная политика в области направлена на выравнивание среднедушевых бюджетных доходов муниципальных образований. Проведенная оценка эффективности действия стимулов к увеличению налоговых доходов на местном уровне позволяет сделать вывод о том, что используемые стимулы работают в направлении сохранения и развития налогового потенциала муниципалитетов Новосибирской области, а также о том, что в целом субфедеральная бюджетная политика ориентирована на оптимизацию формирования и исполнения доходной базы местного уровня.

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

82-103 19
Аннотация

Новейшая практика государственного содействия территориальному развитию основана на использовании инструментов точечного экономического оживления территорий, импульсы которого, согласно концепции диффузии инноваций, должны распространяться широко за пределы создаваемых «очагов роста». В ряду таких инструментов поляризованного развития особое место заняли особые правовые режимы ведения на отдельных территориях предпринимательской и иной экономической деятельности. В статье анализируется практика использования особых правовых режимов для привлечения частных инвестиций и новых технологий в экономику страны и ее регионов. Раскрываются характерные особенности и оцениваются результативность и эффективность таких инструментов, как особые экономические зоны, зоны территориального развития, территории опережающего развития. Характеризуются ключевые проблемы и рекомендуются меры по совершенствованию механизмов территориального развития на основе особых правовых режимов. Показано, что чрезмерное увлечение особыми режимами, ставшими «мэйнстримом» государственной региональной политики, породило завышенные ожидания, между тем как практические результаты оказались очень далеки от них. Увеличивающееся количество разнообразных зональных образований с льготными режимами, создаваемых в разных частях страны, приводит к росту конкуренции между ними за государственные ресурсы, за частные инвестиции, за кадры. Нужны координация и согласованность принятия соответствующих государственных решений в масштабах всей страны.

104-121 20
Аннотация

Успех разработки и освоения модели устойчивого развития во многом зависит от возможности объективно оценивать ожидаемые результаты по ее реализации на уровне субъектов РФ. Актуальность данного вопроса стимулирует научную проработку проблем обеспечения устойчивого развития экономики регионов, повышает интерес исследователей к вопросам модернизации их социально-экономических систем, ориентации на саморазвитие в едином экономическом пространстве страны. В статье проанализирована динамика частных показателей и выявлены факторы, позитивно и негативно влияющие на устойчивость социально-экономического развития. Обоснована необходимость учета показателей характеризующих бюджетную систему региона, поскольку проблема закредитованности бюджетов российских регионов является актуальной, а дефицит регионального бюджета и рост государственного долга негативно влияют на устойчивость их развития. Дана оценка дифференциации регионов по показателям устойчивого развития и установлены границы изменения частных показателей в течение 2007—2016 гг.

122-133 10
Аннотация

Привлечение населения на Дальний Восток и освоение дальневосточных земель в современных условиях помимо чисто экономического значения имеют и геополитическую значимость. В целях привлечения населения в названный регион Правительством Российской Федерации была разработана программа «Дальневосточный гектар». В статье даются предложения по стимулированию привлечения населения и освоению земель. Внимания заслуживают вопросы расширения выделяемых переселенцам земель с учетом специализации фермерских хозяйств, начиная от 10 гектаров. В сфере кредитных отношений результативным может стать снижение ставки по кредитам до 5%, а по ипотечным кредитам — в пределах 3—4%. Большое значение будет иметь и усиление материальных стимулов для привлечения населения за счет сохранения районных коэффициентов и северных надбавок. Учитывая, что большинство предоставляемых льгот планируется осуществлять за счет региональных бюджетов, в статье обосновывается необходимость обеспечить инфраструктуру новых поселений за счет средств федерального бюджета, в противном случае проблема национальной важности – заселения и освоения земель Дальнего Востока – может быть растянута на существенный срок. Много примеров позитивного решения проблемы обеспечения притока населения на Дальний Восток дает и изучение дореволюционного опыта заселения азиатской части России.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

134-143 37
Аннотация

В настоящее время растет популярность использования технологии Blockchain и связанных с ней криптовалют. В Интернете все большую популярность набирают связанные с Blockchain сервисы, в т.ч. криптовалютные биржи, ICO-площадки. С ростом инвестиций в криптоактивы растет и внимание хакеров к данным технологиям, увеличивается количество специализированных атак, направленных именно на новые Blockchain-сервисы. Растущее внимание к новым технологиям наблюдается во всех странах мира. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, причем не только на общенациональном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Однако интеграция технологий распределенных реестров в практику финансового и иного регулирования не сопровождается должным вниманием со стороны экспертов в области кибербезопасности. Между тем анализ складывающейся ситуации доказывает, что обеспечение экономической и политической безопасности страны и ее регионов требует самого пристального внимания к этому вопросу. В статье приводятся примеры возможных атак на криптовалютные сервисы, а также варианты защиты от подобных атак.

144-158 29
Аннотация

В статье рассматривается роль государственного ценового регулирования как одного из важных направлений реализации стратегии укрепления социально-экономической безопасности России, понимаемой как единство и взаимообусловленность экономической и социальной составляющих национальной безопасности. Показано, что главными вызовами и угрозами социально-экономической безопасности являются в экономике – весьма низкие темпы экономического роста, сохранение деформированной топливно-сырьевой структуры промышленности и экспорта, снижение инвестиционной активности государства и бизнеса; в социальной сфере – высокий уровень бедности, безработицы, жилищного голода, недоступность для большой части населения качественных услуг здравоохранения и образования, неравномерность доходов россиян. Выявлена важная роль в обострении этих угроз недостаточно эффективного государственного ценового регулирования в 1992—2016 гг., которое привело к опережающему росту цен и тарифов на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ. Предлагается стабилизировать регулируемые цены на энергоресурсы и услуги ЖКХ, а также включить в арсенал стратегического планирования установление ориентировочных ценовых паритетов, что будет способствовать постепенной ликвидации наиболее острых угроз социально-экономической безопасности России.

159-172 38
Аннотация

Евразийский экономический союз является сравнительно новой организацией и пока не играет определяющей роли в экономиках стран-участниц В современных экономических условиях формирование Евразийского экономического союза сопряжено с рядом сложностей, касающихся вопросов взаимодействия в правовой, финансовой, таможенной и иных сферах. Важнейшую роль в процессе евразийской интеграции играют финансовые отношения, обеспечивающие функционирование всех субъектов экономики. Поэтому в статье, прежде всего, рассмотрены финансовые и иные аспекты интеграции ЕАЭС. Автор предлагает возможный эволюционный путь формирования финансовой инфраструктуры ЕАЭС, базируясь на оценке рисков организационно-структурных и методологических заимствований из конструкции финансовой системы Европейского союза и рекомендациях по формированию и взаимодействию институтов финансовой системы Евразийского экономического союза.

ВОПРОСЫ ПРАВА

173-190 18
Аннотация

Территориальная фрагментация единого правового пространства России может служить системной характеристикой общественнополитической и социально-экономической неоднородности пространства нашего государства в не меньшей степени, чем многократно исследованная территориальная дифференциация развития регионов и муниципалитетов. Предлагаемое понятие отражает легитимные особенности функционирования отдельных территорий в виде правовых статусных асимметрий и особых правовых режимов. Выделены основные типы такой фрагментации и показана их распространенность по территории страны. Представлен развернутый пример фрагментации правового пространства в Арктической зоне Российской Федерации и обоснованы рекомендации по разработке и использованию нового особого правового режима — «опорных зон развития» арктических территорий.

191-199 8
Аннотация

В России формально действует уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Такой порядок необходим для соблюдения общественного порядка и безопасности. Однако в законодательстве оставлены значительные возможности для того, чтобы уведомительный порядок реализовывать как разрешительный. Широко применяется административная и уголовная ответственность за несоблюдение порядка проведения публичных мероприятий, даже если собрания были мирными и не повлекли нарушений прав и свобод других лиц. Сохраняется возможность органов власти рекомендовать организатору собрания другое место и время проведения собрания. При этом в случае недостижения компромисса мероприятие считается не согласованным. Международный опыт показывает, что на практике не должны использоваться произвольные причины для отказа в проведении публичного мероприятия и несоразмерная ответственность участников публичных мероприятий. Также необходимо обеспечить возможность гражданам проведения спонтанных собраний. Сроки уведомления при проведении публичных мероприятий в странах Европы могут составлять несколько часов (2 часа — Эстония, 6 часов — Финляндия) или 2—5 дней (Молдова, Болгария). В этих странах предусмотрена возможность проведения спонтанных собраний. В нашей стране такая возможность установлена на уровне субъектов Российской Федерации; собрание может быть проведено без уведомления органов власти в специально отведенных местах, что позволяет проводить спонтанные собрания при условии небольшой численности участников.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

200-213 9
Аннотация

Анализ промежуточных результатов политики импортозамещения в пищевой промышленности показывает, что важнейшим фактором, который способствовал достижению поставленных целей, стала политика продовольственного эмбарго. Вместе с тем помимо позитивных результатов введение продовольственного эмбарго имело и негативные последствия, в т.ч. рост потребительских цен. Сегодня можно констатировать, что зависимость от импорта по многим товарным группам заметно уменьшилась, однако по ряду продуктов она остается высокой. Темпы импортозамещения сдерживаются рядом проблем, в т.ч. низкой инвестиционной привлекательностью пищевой отрасли, недостаточно высокой конкурентоспособностью производимой продукции, кадровым дефицитом в регионах. От их решения зависят не только перспективы развития пищевой промышленности в России и регионах, но и экономическая безопасность российского государства.

214-220 26
Аннотация

Динамичное развитие технологий, модернизация российской экономики выдвигают на первый план задачи развития системы и повышения качества подготовки кадров на основе уточнения требований работодателей к квалификации работников. В этих целях реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование системы профессиональных квалификаций. Основополагающим элементом этого совершенствования является система современных квалификационных характеристик — профессиональных стандартов. На государственном уровне сформирована нормативная база разработки и применения профессиональных стандартов в сферах труда и образования; оказывается последовательная методическая и консультационная поддержка пользователей. ВНИИ труда Минтруда России проведены первые исследования по изучению опыта применения профессиональных стандартов, выявлены проблемные вопросы и определены векторы развития данного направления научнопрактической деятельности. Методология и основные результаты этой работы изложены в статье.

221-230 9
Аннотация

Заимствование под заклад движимого имущества является одним из экстренных вариантов финансирования потребности человека в денежных средствах. Поэтому эта сфера деятельности крайне чувствительна к изменению реальных доходов населения. Проведено исследование динамики количества ломбардов в субъектах РФ, основных показателей их деятельности в сравнении с реальными доходами населения и начисленной заработной платой. Выявленные тенденции увеличения заимствования физическими лицами денежных средств в ломбардах и опережающего роста долговой нагрузки граждан по потребительским кредитам и займам по сравнению с ростом их заработной платы — еще один сигнал, свидетельствующий о повышении темпов роста закредитованности населения в российских регионах и необходимости принятия государством мер, направленных на решение этой проблемы.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

231-239 20
Аннотация

Дальнейшее развитие в России контрактной системы требует повышения внимания к совершенствованию методологии оценки эффективности закупочной деятельности заказчика, в т.ч. ее региональных особенностей. Такой подход предложен в настоящей статье, где проводится анализ организации системы управления государственными закупами в г. Севастополе. Автором рассмотрен процесс формирования и практического применения регионального механизма оценки эффективности закупочной деятельности заказчиков. Обоснована актуальность применения представленной методики оценки эффективности закупочной деятельности заказчиков в Севастополе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)