Preview

Федерализм

Расширенный поиск

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Полный текст:

Аннотация

В России формально действует уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Такой порядок необходим для соблюдения общественного порядка и безопасности. Однако в законодательстве оставлены значительные возможности для того, чтобы уведомительный порядок реализовывать как разрешительный. Широко применяется административная и уголовная ответственность за несоблюдение порядка проведения публичных мероприятий, даже если собрания были мирными и не повлекли нарушений прав и свобод других лиц. Сохраняется возможность органов власти рекомендовать организатору собрания другое место и время проведения собрания. При этом в случае недостижения компромисса мероприятие считается не согласованным. Международный опыт показывает, что на практике не должны использоваться произвольные причины для отказа в проведении публичного мероприятия и несоразмерная ответственность участников публичных мероприятий. Также необходимо обеспечить возможность гражданам проведения спонтанных собраний. Сроки уведомления при проведении публичных мероприятий в странах Европы могут составлять несколько часов (2 часа — Эстония, 6 часов — Финляндия) или 2—5 дней (Молдова, Болгария). В этих странах предусмотрена возможность проведения спонтанных собраний. В нашей стране такая возможность установлена на уровне субъектов Российской Федерации; собрание может быть проведено без уведомления органов власти в специально отведенных местах, что позволяет проводить спонтанные собрания при условии небольшой численности участников.

Об авторе

О. А. Теплякова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
Россия

ТЕПЛЯКОВА Ольга Андреевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права

625003, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, Володарского, д. 6



Список литературы

1. Система защиты прав человека в Российской Федерации: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Проспект, 2017.

2. Постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2012 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.

3. Определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О «По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. № 2.

4. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в ред. от 22.01.2015) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H19700114

5. Постановление Конституционного суда РФ от 05.12.2012 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 51. Ст. 7324.

6. Rassemblement Jurassien and Unit Jurassienne v. Switzerland, жалоба N. 8191/78, постановление Комиссии по правам человека от 10 октября 1979.

7. EvaMolnar v. Hungary, жалоба N. 10346/05, постановление от 7 октября 2008; пар. 37.

8. Bukta and Others v. Hungary, жалоба N. 25691/04, постановление от 17 июля 2007 г., пар. 36.

9. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf

10. The Constitutional Court of Georgia N2/2/180-183, 5 November 2002. Georgian Young Lawyers’ Association, Zaal Tkeshelashvili, Lela Gurashvili and others v. Parliament of Georgia (Решение Конституционного суда Грузии N2/2/180-183 от 5 ноября 2002 г.Ассоциация молодых юристов Грузии, Заал Ткелашвили, Лела Гурашвили и другие против Парламента Грузии). URL: http://www.legislationline.org/documents/action/popup/id/6508.

11. Меморандум Комиссара по правам человека о свободе собраний в Российской Федерации # CommDH(2017)25 от 5 сентября 2017 г. Страсбург: Совет Европы. URL: https://rm.coe.int/-/1680758b23

12. Case of Novikova and others v. Russia (Applications nos. 25501/07, 57569/11, 80153/12, 5790/13 and 35015/13)

13. Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Варшава — Страсбург: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Венецианская комиссия Совета Европы. 2011. 195 с.

14. Указ Президиума ВС СССР от 28.07.1988 № 9306-XI (с изм. от 25.05.1992) «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 31. Ст. 504.

15. Freedom of Peaceful Assembly // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/topic/15; База данных Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/;Country Reports // Former UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association (2011-17). URL: http://freeassembly.net/all-reports/country-reports/.

16. Assembly Act (530/1999; AMENDMENTS UP TO 824/2002 INCLUDED) (Закон о собранияхФинляндии № 530 1999 г. вред. 2002 г.: неофициальный перевод) // FinlexDataBank. http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990530.pdf.

17. Киаи М. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf

18. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

19. Постановление Правительства Тюменской области от 19.04.2013 г. № 125-п «Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных мест в Тюменской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в Тюменской области в отношении публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется» // Тюменская область сегодня. 2013. № 76.

20. Анализ законодательства проведен при использовании справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Law on Assemblies Nr. 26-XVI from 22.02.2008 (amendmentsas of September 2014). Legislationline.orgБюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/14/topic/15

22. Republic of Armenia Law on Freedom of Assemblieson 14.04.2011 г. № ЗР-72 // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/45/topic/15


Для цитирования:


Теплякова О.А. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Федерализм. 2018;(1):191-199.

For citation:


Teplyakova O.A. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF NOTIFICATION PROCEDURES FOR HOLDING PUBLIC EVENTS. Federalism. 2018;(1):191-199. (In Russ.)

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)