Preview

Федерализм

Расширенный поиск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается роль государственного ценового регулирования как одного из важных направлений реализации стратегии укрепления социально-экономической безопасности России, понимаемой как единство и взаимообусловленность экономической и социальной составляющих национальной безопасности. Показано, что главными вызовами и угрозами социально-экономической безопасности являются в экономике – весьма низкие темпы экономического роста, сохранение деформированной топливно-сырьевой структуры промышленности и экспорта, снижение инвестиционной активности государства и бизнеса; в социальной сфере – высокий уровень бедности, безработицы, жилищного голода, недоступность для большой части населения качественных услуг здравоохранения и образования, неравномерность доходов россиян. Выявлена важная роль в обострении этих угроз недостаточно эффективного государственного ценового регулирования в 1992—2016 гг., которое привело к опережающему росту цен и тарифов на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ. Предлагается стабилизировать регулируемые цены на энергоресурсы и услуги ЖКХ, а также включить в арсенал стратегического планирования установление ориентировочных ценовых паритетов, что будет способствовать постепенной ликвидации наиболее острых угроз социально-экономической безопасности России.

Об авторе

И. А. Колпакова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Российской академии наук
Россия

КОЛПАКОВА Ирина Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследований проблем государственного управления

117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32



Список литературы

1. Амосов А.И. Исследование спиралей эволюции российской экономики и социального устройства. – М.: Политическая энциклопедия, 2016. – 311 с.

2. Амосов А.И. Соотношение внутренних и мировых цен // Экономист. 1994. № 5. С. 65—75.

3. Волконский В.А. Общество и экономика в ХХI в. – оптимистический вариант истории. // Экономическая наука современной России. 2016. № 2 (73). С. 7—18.

4. Губанов С. Неоиндустриальный подъем России требует снятия системных ограничений. // Экономист. 2017. № 4. С. 3—10.

5. Дасковский В., Киселев В. О принципах стратегии экономического развития России до 2030 г. // Экономист. 2017. № 3. С. 24–42.

6. Колпакова И.А. Государственное регулирование цен и тарифов в России как механизм обеспечения социально-экономической безопасности. Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы : материалы V Международной научно-практической конференции. Нижегородский гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2017. С. 95—100.

7. Колпакова И.А. Государственная ценовая политика как механизм предотвращения угроз социально-экономической безопасности России // Финансовый бизнес. 2017. № 6. С. 44—49.

8. Колпакова И.А. Стратегические аспекты регулирования цен в системе мер по обеспечению социально-экономической безопасности. Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. Ч. 3. Белгород : ООО «Агентство перспективных научных исследований». С. 103—108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29742881 (дата обращения: 05.10.17).

9. Кравченко Л.И. ЖКХ как индикатор состояния общества. URL: http://rusrand.ru/analytics/jkh-kak-indikator-sostoyaniya-obschestva (дата обращения: 13.03.2018).

10. Маликова О. Промышленный ренессанс в США и цены на энергоносители // Экономист. 2016. № 12. С. 27—42.

11. Нешитой А. Макро-мезоуровневая оценка промышленного потенциала России и возможности его возрождения // Инвестиции в России. №6. 2017. С. 16—26.

12. Никифоров О. Газовики требуют повышения внутрироссийских тарифов на газ // Независимая газета. 21.11.2017. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-11-21/100_gaz211117.html./ (дата обращения: 22.11.2017).

13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc/prognoz_2017_2019.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc. (дата обращения: 20.03.2018).

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/2e83e62b-ebc6-4570-9d7b-ae0beba79f63/prognoz2018_2020.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=2e83e62b-ebc6-4570-9d7b-ae0beba79f63. (дата обращения: 20.03.2018).

15. Размышления о состоянии экономической безопасности России // Инвестиции в России. 2016. № 2. С. 15—18.

16. Россия в цифрах / Росстат. М., 2016.

17. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. С. 1—18. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705150001.pdf (дата обращения: 05.10.2017).


Для цитирования:


Колпакова И.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. Федерализм. 2018;(1):144-158.

For citation:


Kolpakova I.A. STATE REGULATION OF PRICES IN THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA. Federalism. 2018;(1):144-158. (In Russ.)

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)