Preview

Федерализм

Расширенный поиск
Том 29, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2024-1

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

5-20 330
Аннотация

В настоящее время в России правотворческая деятельность осуществляется  по  модели  тактического  ( ad  hoc)  реагирования  на  изменение ситуации, т.е. путем внесения множества локальных изменений в законодательство (так, в 2023 г. принято 685 федеральных и 9 федеральных конституционных законов). Вместе с тем быстрота и глубина происходящих  в  мире  трансформаций,  а  также  возрастающая  сложность социальных  взаимосвязей  требуют  перехода  к  стратегическому  подходу,  т.е.  к  целенаправленному  конструированию  будущего  правовыми средствами.  Правотворческая  стратегия  позволяет  снизить  вариативность развития правового регулирования, поэтому ее исследование весьма  актуально.  В  статье  предпринимается  попытка  исследования правотворческой стратегии с позиций системной методологии. Такой подход позволяет рассмотреть стратегию комплексно, охарактеризовать ее свойства, функции, состав и структуры, а также взаимосвязи с внешней средой. Теоретические выводы иллюстрируются на примере формирования  стратегии  пространственного  развития  России.  Это направление стратегического планирования сейчас особенно актуально, поскольку необходимо реагировать на новые внешние (санкции, переориентация экономических связей) и внутренние (увеличение числа субъектов Федерации,  перераспределение  логистических  потоков,  необходимость обеспечения технологического суверенитета) вызовы. В заключение автор делает  выводы  о  необходимости  институционализации  правотворческой стратегии и обеспечении системного похода при ее формировании.

21-54 348
Аннотация

В  России  все  чаще  случаются  эксцессы  в  школах,  ответственность за которые возлагают на муниципалитеты. Бизнес предъявляет претензии к уровню подготовки выпускников вузов, что является проблемой координации деятельности руководства субъектов Федерации с классическими и техническими университетами. По мнению авторов, это следствие функционирования неформальных институтов, сложившиеся в постсоветской России в сфере образования и науки. Демонстрируется, что под одними и теми же названиями – школа, университет – действуют  различные  социально  неоднородные  организации.  Различия обусловливаются  разными  неформальными  институтами,  складывающимися  в  этих  организациях.  Такие  институты  идентифицируют инсайдеры  –  работники  и  потребители  услуг  (родители  учеников и студентов, сами студенты), различающие типы школ и университетов. Но их знание остается неявным и не включается в общественное обсуждение. С точки зрения чиновников, отвечающих за функционирование средней и высшей школ, некоторых типов организаций, выделенных в работе, не существует. Оценка научной деятельности стала производиться на основе библиометрических показателей. Но в этой сфере действует международный легальный картель, позволяющий максимизировать  доходы  крупных  издательских  домов.  На  оплату  услуг последних российские ученые потратили в 2020 г. около 10 млн долл. Сложившаяся система отвечает запросам представителей элитарных вузов и школ, что является обычным для периферийного капитализма. В то же время муниципалитеты и субъекты Федерации весьма заинтересованы в изменении ситуации – минимизации сферы «негативных» неформальных институтов в школах, развитии передовых научно-образовательных центров в регионах.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

55-76 586
Аннотация

Существенный  уровень  межрегиональных  различий  препятствует формированию  единого  экономического  пространства  страны,  включая  создание  единого  агропродовольственного  рынка,  рациональной специализации регионов, порождает чрезмерные миграционные потоки населения,  что  отрицательно  сказывается  на  кадровом  обеспечении сельского хозяйства и всей сельской экономики. В статье анализируется уровень межрегиональных различий по таким важным показателям качества жизни сельского населения, как совокупный доход члена домохозяйства,  уровень  безработицы,  доля  малоимущего  населения, удельный  вес  благоустроенного  жилья,  ожидаемая  продолжительность жизни. Делается вывод о существенных территориальных различиях и росте межрегиональной дифференциации за 2016–2021/22 гг. по  большинству  из  указанных  показателей.  Обосновываются  меры по  преодолению  территориальных  различий,  включая  более  широкое использование  в  сельской  политике  нормативного  подхода,  совершенствование механизмов участия субъектов Российской Федерации в государственных программах сельского развития, государственную поддержку депрессивных сельских регионов.

77-95 614
Аннотация

Проблема соотвествия уровня заработной платы работников социальным стандартам уровня жизни, имея несомненные региональные особенности, актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Полагаем, что они, определяя уровни заработной платы организаций, финансируемых из региональных бюджетов, должны исходить из общих методологических основ определения ее размеров. В статье анализируется ситуация с уровнем заработной платы наемных работников, сложившаяся в секторе организаций, которые являются основным сегментом российской занятости. Выявлено, что уровень заработной платы наиболее сильно влияет на ее качество и является одним из основных индикаторов неустойчивой занятости. Выявлены особенности распределения работников по уровню заработной платы в зависимости от уровня их квалификации и условий труда с учетом форм собственности и размеров организаций. На основе авторского инструментария проведен анализ влияния уровня заработной платы на экономическую устойчивость домохозяйств вследствие  (не)достижения  социально  приемлемых  и  более  высоких стандартов уровня жизни. Показано, что у более чем 80% работников уровень заработной платы в настоящее время не позволяет обеспечивать такие стандарты. Предложен способ кардинального повышения уровня заработной платы на основе разработки отраслевых социальных стандартов оплаты труда. Это позволит повысить качество занятости: сократить масштабы неустойчивой занятости, увязать уровень заработной платы с квалификацией работников и условиями их труда с учетом особенностей отраслей российской экономики, а также значительно повысить экономическую устойчивость домохозяйств.

96-110 342
Аннотация

Сегодня развитие экономических систем происходит в эпоху трансформаций, обусловливающих формирование новых моделей экономики. Россия не стала здесь исключением. Основным импульсом для трансформационных процессов в экономике нашей страны стали непосредственно связанные с политическими событиями антироссийские санкции со стороны США, Канады, европейских и других стран. Все это создает угрозы для политической, экономической и социальной безопасности России. В  современных  реалиях  ключевой  стратегической  задачей  преодоления данных кризисных явлений и шоков является формирование новой индустриализации, основанной на отечественных инновациях. В этих условиях важно оценить инновационный потенциал регионов с целью дальнейшей выработки управленческих решений. Авторами предложен и апробирован методический подход к оценке уровня инновационного развития  субъектов  Российской  Федерации.  Алгоритм  данного  подхода включает выборку официальных статистических данных, определение коэффициентов локализации, усреднение и оценку их динамики. Было определено, что за период 2011–2022 гг. улучшили свои показатели эффективности экономики и локализации инноваций менее трети российских регионов. Регионы-лидеры инновационного развития имеют высокий уровень локализации изучаемых характеристик. Регионы, характеризующиеся низкими коэффициентами локализации, являются традиционно отстающими и имеющими невысокие показатели экономического, в т.ч. инновационного, развития. Проблемы инновационного развития регионов под влиянием трансформационных процессов весьма многоаспектны, поэтому в ограниченном пространстве данной статьи дана только оценка инновационного развития на основе авторского методического подхода.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

111-127 402
Аннотация

Благоприятная в целом ситуация с исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2023 г. связана с позитивной динамикой ключевых макроэкономических показателей, выразившейся в росте налоговых доходов бюджетов. В условиях в целом высоких темпов роста налоговых доходов безвозмездные поступления из федерального  бюджета  показали  незначительный  номинальный  рост.  В  большинстве регионов имело место сокращение безвозмездных поступлений, что может косвенно свидетельствовать о наметившемся пересмотре сложившейся модели межбюджетных отношений. Просматривается определенная  зависимость  динамики  трансфертов  от  динамики налоговых  доходов  и  наличия  средств  (прошлогодних  профицитов) на бюджетных счетах субъектов Российской Федерации. Структура налоговых  поступлений  в  разрезе  видов  экономической  деятельности пока не показывает существенных изменений. Просматривается выраженное сокращение доли оптовой и розничной торговли на фоне роста  доли  финансового  сектора  и  добывающих  видов  деятельности. Расходы  региональных  бюджетов  в  2023  г.  росли  более  активно,  чем доходы, что привело к формированию дефицита консолидированных бюджетов  субъектов  Российской  Федерации.  Различающие  темпы  роста бюджетных расходов имеют своим следствием продолжающуюся концентрацию расходов регионального уровня в относительно узкой группе наиболее мощных с точки зрения экономического потенциала регионов. Увеличение объема накопленного государственного субфедерального долга происходит в условиях активного замещения рыночных форм долговых обязательств кредитами Минфина России.

128-145 333
Аннотация

В 2023 г. экономика России сравнительно быстро восстановилась, несмотря на сохранение геополитической напряженности, риски новых санкций и  ухудшение  мировой  конъюнктуры.  Это  благоприятно  сказывается на результатах исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом актуальным остается вопрос о том, происходит ли трансформация влияния внешних и внутренних факторов на состояние бюджетов и бюджетно-налоговую политику. Анализ результатов 2023 г. и их сопоставление с результатами 2021 г. показал, что номинальная  стабилизация  нефтегазовых  доходов  федерального  бюджета, рост  ненефтегазовых  доходов  и  возобновление  действия  бюджетного правила  происходят  на  фоне  роста  налоговой  нагрузки  и  расходов. Наращивание расходов, связанных с обороной, безопасностью и соответствующими социальными выплатами сопровождается сокращением гражданских  расходов  федерального  бюджета  и  ростом  как  федерального внутреннего долга, так и долга субъектов Российской Федерации.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

146-170 669
Аннотация

Происходящая в России и многих других странах трансформация технологических укладов включает, в частности, развитие биоэкономики, которое опирается на широкое использование современных биотехнологий, необходимых и для обеспечения национального технологического суверенитета. С целью анализа перспектив внедрения и развития биоэкономики в регионах России, значительно различающихся особенностями экономической деятельности, автором статьи были изучены соответствующие полюса роста с учетом квалифицированных кадров , а также применяемых организационных решений по оптимизации научно-педагогической работы. Исследования проводились с использованием количественного анализа регионального размещения специально сформированных в России объектов научно-технической, образовательной и производственной деятельности (как центров концентрации научных исследований и трансфера  технологий),  а  также  ведущих  профильных  вузов.  Полученные данные соотнесены с результатами анкетирования обучающихся ряда вузов по вопросам создания и использования биотехнологий.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

171-183 356
Аннотация

Рыночная экономика подвержена циклическим изменениям, что существенно отражается на финансовом состоянии компаний. Периоды роста сменяются периодами экономических кризисов и стагнации. Эти периоды сопровождаются как ростом количества компаний и их финансовой  устойчивости,  так  и  их  резким  снижением,  включая  утрату финансовой  платежеспособности.  С  целью  анализа  динамики  и  отраслевой специфики количества банкротств в статье изучена статистика банкротств компаний в Российской Федерации с 2017 по 2023 г. Данный  временной  отрезок  включает  допандемийный,  пандемийный (COVID-19) и постпандемийный периоды, в каждом из которых выявлены характерные для него факторы, влияющие на экономическую турбулентность. Автором проанализирована не только количественная динамика банкротств компаний, но и региональная, а также отраслевая специфика банкротств компаний в анализируемом периоде.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)