Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Политико-экономические дискурсы централизации и децентрализации: образование и наука в России

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2024-1-21-54

Аннотация

В  России  все  чаще  случаются  эксцессы  в  школах,  ответственность за которые возлагают на муниципалитеты. Бизнес предъявляет претензии к уровню подготовки выпускников вузов, что является проблемой координации деятельности руководства субъектов Федерации с классическими и техническими университетами. По мнению авторов, это следствие функционирования неформальных институтов, сложившиеся в постсоветской России в сфере образования и науки. Демонстрируется, что под одними и теми же названиями – школа, университет – действуют  различные  социально  неоднородные  организации.  Различия обусловливаются  разными  неформальными  институтами,  складывающимися  в  этих  организациях.  Такие  институты  идентифицируют инсайдеры  –  работники  и  потребители  услуг  (родители  учеников и студентов, сами студенты), различающие типы школ и университетов. Но их знание остается неявным и не включается в общественное обсуждение. С точки зрения чиновников, отвечающих за функционирование средней и высшей школ, некоторых типов организаций, выделенных в работе, не существует. Оценка научной деятельности стала производиться на основе библиометрических показателей. Но в этой сфере действует международный легальный картель, позволяющий максимизировать  доходы  крупных  издательских  домов.  На  оплату  услуг последних российские ученые потратили в 2020 г. около 10 млн долл. Сложившаяся система отвечает запросам представителей элитарных вузов и школ, что является обычным для периферийного капитализма. В то же время муниципалитеты и субъекты Федерации весьма заинтересованы в изменении ситуации – минимизации сферы «негативных» неформальных институтов в школах, развитии передовых научно-образовательных центров в регионах.

Об авторах

П. А. Ореховский
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Российской академии наук
Россия

ОРЕХОВСКИЙ Петр Александрович доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник – заведующий сектором философии и методологии экономической науки

Нахимовский проспект, д. 32, г.  Москва, 117218



Е. А. Капогузов
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Российской академии наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный ниверситет имени М.В. Ломоносова»
Россия

КАПОГУЗОВ Евгений Алексеевич доктор  экономических  наук,  доцент,  ведущий научный  сотрудник; заведующий лабораторией изучения экономик стран БРИКС

Нахимовский проспект, д. 32,  г.  Москва, 117218

Ленинские горы, д. 1, стр. 46, г. Москва, 119991



Список литературы

1. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать. Наша позиция. М.: Новое издательство, 2007. 356 с.

2. Боуз Д. Либертарианство: история, принципы, политика. М.; Челябинск: Социум, 2022. 408 с.

3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

4. Бурдье П. Экономическая антропология. Курс лекций в коллежде Франс (1922–1993). М.: ИД Дело, 2019. 416 с.

5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 345–415.

6. Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9 (329). С. 111–120.

7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Эксмо, 2015. 640 с.

8. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999. 414 с.

9. Голанд Ю.М . Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921–1924. М.: Экономика, 2006. 631 с.

10. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 616 с.

11. Высшая школа сегодня: цифры и факты. М.: НИИВО, 1990.

12. Кочетов А.Н. Профессиональное образование в 60-80-х годах: путь к инфляции // Отечественная история. 1994. № 4-5. С. 143–158.

13. Мертон P. Явные и латентные функции // А мериканская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 379–447.

14. Russeau D. Psychological and Implied Contracts in Organisations // Employee Responsibilities and Rights Journal. 1989. Vol. 2. N 2. P. 121–139.

15. Ореховский П.А . Инновационная экономика в свете теории неявного контракта // Общество и экономика. 2011. № 3. С. 5–35.

16. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995. 165 с.

17. Курбатова М.В., Донова И.В. Провалы государства в реализации проекта эффективного контракта // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14. № 4. С. 56 – 69.

18. Веблен Т. Теория праздного класса. М .: Прогресс, 1984. 368 с.

19. Stigler G.J . The Theory of Economic Regulation // Bell Journal of Economics and Management Science. 1971. Vol. 2. Iss. 1. P. 3–21.

20. Полтерович В.М. Реформа РАН: экспертный анализ. Новая экономическая ассоциация. URL: http://www.econorus.org/pdf/Polterovich_Reform_RAS.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

21. Варшавский А.Е . Проблемы науки: РАН и вузы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. C . 158–161.

22. Варшавский А.Е., Маркусова В. Потрачено с умом. Результативность научного труда в России выше, чем в Америке // Газета «Поиск». 2009. № 21. 27 мая. С. 14.

23. Орлова Г.А. Форум: Прикладная наукометрия // Антропологический форум. 2019. № 40. С. 36–40.

24. Стиглер Дж. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. М.: Издательство Института Гайдара, 2017. 336 с.

25. Николс Т. Смерть экспертизы: как интернет убивает научные знания. М.: Эксмо, 2019. 368 с.

26. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М.: ИЛА, 1992. 337 с.

27. Соколов М., Титаев К. Провинциальная и туземная наука // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 239–275.

28. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007. 447 с.

29. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009. 576 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ореховский П.А., Капогузов Е.А. Политико-экономические дискурсы централизации и децентрализации: образование и наука в России. Федерализм. 2024;29(1):21-54. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2024-1-21-54

For citation:


Orekhovsky P.А., Kapoguzov E.A. Political and Economic Discourses of Centralization and Decentralization: Education and Science in Russia. Federalism. 2024;29(1):21-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2024-1-21-54

Просмотров: 389


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)