СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Важнейшим условием устойчивого развития является стабильность системы общественных финансов. Политика финансовой консолидации, которая стала активно проводиться с 1980-х гг., призвала сбалансировать бюджет и долговую нагрузку с тем, чтобы не подвергать будущие поколения риску снижения стандартов жизни. Однако зачастую такая политика становится препятствием для экономического роста. В соответствии с концепцией прогрессивной финансовой консолидации должен создаваться бюджетный излишек, который используется для снижения налоговой нагрузки и увеличения бюджетных расходов, стимулирующих экономический рост. Анализ налоговой нагрузки показал, что политика финансовой консолидации, проводимая в России в 2015–2018 гг., не стимулировала развитие сектора, ориентированного на внутренний рынок. Таким образом, бюджетно-налоговая политика не соответствовала задачам устойчивого развития.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
На современном этапе в Российской Федерации в целом и большинстве ее регионов актуализируются проблемы обоснования социально-экономической политики, обеспечивающей переход от затянувшейся депопуляции к режиму расширенного воспроизводства населения. Предлагаемая методология такого обоснования базируется на построении эконометрических моделей, описывающих закономерности изменчивости объективных показателей интенсивности естественного движения населения в зависимости от основных ≪материальных≫ факторов, определяющих особенности его демографического поведения (уровня жизни, расходов на здравоохранение, выплат на содержание детей и т.п.). В качестве таких показателей предложено использовать предельный темп роста населения или его уточненные модификации, которые рассчитываются на основе половозрастных коэффициентов рождаемости и смертности и не зависят от меняющихся возрастных структур. Такие предельные показатели более достоверно характеризуют имеющийся у населения потенциал самовоспроизводства по сравнению с обычно используемыми в демографии общими и стандартизированными коэффициентами рождаемости, смертности и соответствующими им темпами роста населения. В работе приведены оценки предельных показателей интенсивности естественного движения населения РФ за период 1990—2017 гг., которые свидетельствуют, что снижение потенциала демографического самовоспроизводства в последнее десятилетие XX в. в России было достаточно значительным, а темпы его восстановления в XXI в. — недостаточно высокими. Это стало одной из причин того, что страна к 2017 г. еще не вышла на режим расширенного воспроизводства, хотя в некоторых ее регионах такой режим уже установился в 2007—2012 гг. Приведенная в работе эконометрическая модель, отражающая зависимость предельного темпа роста населения России от уровня жизни и расходов на меры демографической политики, показывает, что выход страны в целом на режим устойчивого расширенного демографического самовоспроизводства возможен к 2025—2030 гг. при условии 2—3% ежегодного повышения уровней этих факторов.
В условиях усиливающейся межстрановой конкуренции стратегическая роль высшего образования и науки неуклонно возрастает. Россия во многом копирует западные стандарты в сфере науки и образования, не имея к разработке этих стандартов никакого отношения. В результате, Российская Федерация оказывается на периферии мирового интеллектуального развития. Ситуация усугубляется переменами в российском высшем образовании. В начале XXI в . д ля н его х арактерно деление вузов на федеральные и региональные, что сказывается на уровнях финансирования и автономии в ведении учебной и научной деятельности и пр. Как показывает практика, ≪номенклатурный≫ подход превращает многие региональные вузы в неконкурентоспособные. В статье выделяются и анализируются (применительно к РФ) три используемые в мире модели развития современного высшего образования. Делается вывод, что деформации современного российского общества переносятся и на высшее образование. Поэтому реформы образования невозможны без серьезных изменений в обществе и без учета того, что современные российские вузы воспроизводят многообразие социально-экономических отношений.
ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ
Проблемы профсоюзного движения многоаспектны и в каждом государстве имеют свои особенности, связанные с культурно-историческим прошлым народов, традициями, этническим составом населения, уровнем экономического развития государства, его территориальных сообществ и др. Наряду со специфическими особенностями профсоюзных организаций, теорией и практикой определены относительно устоявшиеся принципы формирования профессиональных союзов и их задач, которые могут быть использованы и при дальнейшем развитии государства, в том числе и в сегодняшней России. В этой связи важное значение имеют процессы развития взаимоотношений профсоюзов с государственными структурами Сибири в 20-е гг. ХХ в. Именно в это время растут и крепнут новые направления работы профсоюзных органов, связанные с развитием советской государственной системы. Это и выдвижение профсоюзами кандидатур на руководящие, прежде всего хозяйственные, должности, и некритическая поддержка профсоюзами любых предложений руководителей предприятий, и отказ от борьбы за права трудящихся на государственных предприятиях и др. Таким образом, в России начался процесс сращивания профсоюзных организаций с советским государством. Нежелание профессиональных союзов провести четкую грань между своими обязанностями и ролью придатков хозяйственных органов в производстве болезненно сказывалось на взаимоотношениях с трудящимися. Такая позиция профсоюзов отрывала их от реальных нужд и запросов рабочих, вызывала у населения разочарование и апатию по отношению к профсоюзному движению.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Уверенное позиционирование России в мире в условиях трансформации миропорядка требует расширения каналов политического влияния и поиска новых форм межгосударственного взаимодействия. В этой связи повышается актуальность исследования форматов международной деятельности Российского парламента в Азиатско-Тихоокеанском регионе — одном из приоритетных направлений внешней политики РФ. В данной статье оцениваются двусторонние межпарламентские связи России с ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаем и Японией. Делается вывод о том, что развитие межпарламентских связей России с этими странами фактически следует в фарватере реализуемого исполнительной властью внешнеполитического курса. Анализируется участие России в региональных межпарламентских институтах — Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме и Межпарламентской ассамблее стран АСЕАН. Регулярное участие российских парламентариев в межпарламентских организациях в АТР способствует росту политического влияния страны на мировой арене. Однако организации, чьи решения не носят обязательный характер, а в структуре отсутствуют постоянно действующие координационные органы, не могут быть признаны в полной мере эффективными с точки зрения решения проблем глобального и регионального развития.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
13 февраля 2019 г. Председателем Правительства РФ Д. Медведевым была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ, несомненно, является значимой вехой в формировании государственной региональной политики. Однако его практическая значимость вызвала у экспертов обоснованные сомнения. Прежде всего, обращалось внимание на базовый термин — ≪пространственное развитие≫. Чем оно отличается от политики регионального развития, принципы, основные цели и механизмы которой пока так не определены? Не является ли подмена понятий способом ухода от решения задачи по определению данных принципов и механизмов? Вызвали вопросы и неопределенность роли субъектов РФ в обеспечении пространственного развития экономики. Их место в этом процессе не конкретизировано. В Стратегии фактически не были приняты во внимание различия российских регионов как по уровням их социально-экономического развития, так и по инновационному потенциалу. Общий вывод значительной части экспертного сообщества сводился к признанию необходимости существенной доработки Стратегии; конкретизации ее базовых положений; разработке механизмов повышения роли субъектов РФ в этом процессе, учитывающих различия в уровнях их развития и социально-экономического потенциала. Попытка демонстрации значимости этих различий была предпринята в исследовании, результаты которого кратко изложены в настоящей статье.
Практика последнего времени убедительно свидетельствует, что реализация Стратегии пространственного развития как основы региональной политики государства сталкивается со значительными сложностями. Одной из таких проблем, существенно снижающих результативность политики регионального развития, является отсутствие методических подходов к осуществлению этой политики на адресной основе с учетом специфики различных групп субъектов Федерации. В статье с использованием авторской методики построения регионального индекса экономического развития и ранжирования субъектов Российской Федерации предпринимается попытка выделения отдельных групп (кластеров) регионов как объектов федеральной политики регионального развития и регулирования пространственной структуры экономики страны. Сформированы и оценены в динамике основные экономические потенциалы развития российских регионов. Выявляются — в целом и в разрезе отдельных групп регионов — основные факторы и закономерности, обеспечивающие устойчивый рост регионального звена российской экономики. С учетом выявленных закономерностей определяются возможности целевой адресации различных институтов и инструментов федеральной политики регионального развития в отношении субъектов Российской Федерации на основе их ранжирования в соответствии с авторской методикой.
В условиях развития регионального сегмента контрактной системы в сфере закупок значительную актуальность приобретает мониторинг закупочного процесса, оцифровка эффективности деятельности каждого конкретного заказчика как элемента целостной системы. Применение комплексной методики оценки закупочной деятельности государственных заказчиков субъектов РФ позволяет сформировать механизм принятия достоверных управленческих решений по совершенствованию закупочного процесса и нивелированию трудностей, возникающих на различных этапах удовлетворения государственных потребностей. В Воронежской области мониторинг закупок осуществляется посредством системы рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков, которая доказала свою эффективность на протяжении нескольких лет и включена в реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.
В I квартале 2019 г. на фоне замедления темпов экономического роста имело место в целом наращивание доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Основу этого роста формировали поступленияналога на прибыль организаций в результате завершения расчетов по итогам прошлого года, а также поступления НДФЛ и акцизов. В отличие от федерального бюджета, субъекты РФ большую часть прироста доходов в начале текущего года использовали для наращивания финансирования. Так, в I квартале 2019 г. приоритетами для консо-
лидированных бюджетов субъектов РФ были образование, социальная политика и жилищно-коммунальное хозяйство. В то же время объем инвестиций в основной капитал за счет средств региональных бюджетов существенно сократился, в значительной степени определив общую динамику этого показателя. Для ряда субъектов РФ, несмотря на рост доходов, сохраняется проблема дефицита бюджетов, требующая сдерживания роста ключевых расходов.
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Для российского рынка труда достаточно острой является проблема правового регулирования альтернативных форм занятости. Нестандартные формы занятости существовали и раньше, но сегодня, благодаря развитию интернет-технологий и мобильных средств связи, они получили широкое распространение. Наблюдается значительный рост объемов нестандартной занятости, который связан с ужесточением конкуренции, ростом безработицы, развитием новых технологий, ростом демографических групп, предпочитающих гибкую занятость (студенты, люди творческих профессий). Поэтому требуется детальное изучение данной сферы, способов учета форм и видов такой занятости, вопросов обеспечения работникам должных прав и гарантий. Автором проведен анализ нововведений в законодательстве в сфере контроля над самозанятыми. На этой основе выявлены некоторые недостатки и преимущества механизмов правового регулирования альтернативно занятых работников. Выявлены основные причины, затрудняющие контроль данной группы занятых граждан.