Preview

Федерализм

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТА ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

Полный текст:

Аннотация

Росту грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) препятствует комплекс проблем технологического, организационного и управленческого характера, решение которых требует всестороннего внимания государственных органов. В частности, круглогодичная эксплуатация СМП крайне ограничена и в зимний период требует обязательного ледокольного сопровождения (по оценкам климатологов, навигационный период свободный ото льда только к 2040 г. будет превышать 150 дней). При увеличении объемов грузоперевозок в среднесрочной перспективе может возникнуть реальный дефицит ледокольных мощностей и судов арктического класса. Вариантом решения проблемы может стать создание отдельного арктического флота, который будет осуществлять перевозки между крайними точками СМП с последующей перегрузкой. При этом должно быть четкое понимание перспектив загрузки построенных судов грузами и соответствующие резервы отечественных грузов, которые потенциально заместить международные объемы в случае необходимости. Важно подчеркнуть, что существующая инфраструктура по линии СМП все еще ограничена (в российской Арктике функционирует лишь один многофункциональный глубоководный порт в Мурманске), тогда как для трансарктического судоходства по СМП необходима система глубоководных портов с современной логистикой и сервисным обслуживанием в качестве транспортных узлов. Привлекательность СМП снижается также из-за острой нехватки систем мониторинга ледовой обстановки в режиме реального времени. Вместе с тем следует понимать, что рост международного транзита, последующее строительство многофункциональных портов с соответствующей инфраструктурой и коммуникациями на всем протяжении маршрута обеспечит, в свою очередь, мультипликативный эффект для других отраслей экономики, потребует привлечения новой рабочей силы, что нивелирует негативные демографические тренды в Арктической зоне РФ.

Об авторах

Д. О. Елисеев
Сочинский научно-исследовательский центр РАН
Россия

ЕЛИСЕЕВ Дмитрий Олегович кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

 ул. Театральная, 8-а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000



Ю. В. Наумова
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН
Россия

НАУМОВА Юлия Викторовна кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

 ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, г. Москва, 119333



Список литературы

1. Спорышев П.В., Катцов В.М., Говоркова В.А. Эволюция температуры в Арктике: достоверность модельного воспроизведения и вероятностный прогноз на близкую перспективу // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2016. № 583. C. 45—84.

2. Российская Арктика: современная парадигма развития / под ред. акад. А.И. Татаркина. СПб.: Нестор-История. 2014. 844 с.

3. Hansen C.Ø., Grønsedt P., Graversen C.l., Hendriksen C. Arctic Shipping — Commercial Opportunities and Challenges. URL: https://openarchive.cbs.dk/handle/10398/9269

4. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И. С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013. Т. 1. 360 с.

5. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Перспективные направления и проблемы развития арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке // Арктика: экология и экономика. 2012. № 3 (7). C. 74—83.

6. URL: https://fedstat.ru/indicator/51479

7. Число транзитных рейсов по Севморпути выросло в 1,5 раза в 2017 году. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/87

8. Lasserre F. Case Studies of Shipping Along Arctic Routes. Analysis and Profitability Perspectives for the Container Sector. Transp. Res. A Policy Pract. 2014. N 66 (1). Р. 144—161.

9. Лукин Ю.Ф. Северный морской путь: возможности и угрозы // Новые горизонты глобального мира: сборник научных трудов. СПб., 2015. 346 с.

10. Zhao H., Hu H. Study on Economic Evaluation of the Northern Sea Route: Taking the Voyage of Yong Sheng as an Example // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. Vol.: 2549 issue: 1, P. 78—85. URL: https://doi.org/10.3141/2549-09

11. Schøyen H., Bråthen S. The Northern Sea Route Versus the Suez Canal: Cases from Bulk Shipping. 35 Journal of Transport Geography. 2011. Vol. 19. N 4, Р. 977—983.

12. Furuichi M., Otsuka N. Proposing a Common Platform of Shipping Cost Analysis of the Northern 48 Sea Route and the Suez Canal Route. Maritime Economics & Logistics. 2014.

13. Verny J., Grigentin C. Container Shipping on the Northern Sea Route // International Journal of 16 Production Economics. 2009. Vol. 122. N 1. Р. 107—117.

14. Социально-экономическое развитие Российской Арктики в контексте глобальных изменений климата / под ред. Б.Н. Порфирьева. М.: Научный консультант, 2017. 302 с.

15. Liu M., Kronbak J. The Potential Economic Viability of Using the Northern Sea Route (NSR) as an 42 Alternative Route Between Asia and Europe. Journal of Transport Geography. 2010. Vol. 18. N 3. Р. 434—444.

16. Мохов И.И., Хон В.Ч. Продолжительность навигационного периода и ее изменения для Северного морского пути: модельные оценки // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 88—95.

17. Рукша В.В., Смирнов А.А., Кашка М.М., Бабич Н.Г. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2011. № 1. С. 052—061.

18. Рукша В.В., Белкин М.С., Смирнов А.А., Арутюнян В.Г. Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4 (20). С. 104—110.

19. М.М. Кашка, А.А. Смирнов, С.А. Головинский, В.М. Воробьев, А.В. Рыжков, Е.М. Бабич. Перспективы развития атомного ледокольного флота // Арктика: экология и экономика. 2016. № 3 (23). С. 98—107.

20. Drewry, Shipping Insight. Drewry Maritime Research. 2015. URL: https:// www.drewry.co.uk/maritime-research-products/maritime-research-products/shippinginsight-annual-subscription

21. Порфирьев Б.Н., Воронина С.А., Семикашев В.В., Терентьев Н.Е., Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. Последствия изменений климата для экономического роста и развития отдельных секторов экономики российской Арктики // Журнал Арктика: экология и экономика. 2017. № 4 (28). С. 4—17.

22. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС» // отв. ред. академик РАН В.В. Козлов, член-корреспондент РАН А.А. Макоско. М.: Наука. 2019. 463 с.

23. Тодоров А.А. Международный транзитный потенциал северного морского пути: экономический и правовой аспекты // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3 (42). С. 149—171.

24. URL: https://www.parliament.uk/documents/lords-committees/arctic/ Lloyd%27s-Register-%28ARC0048%29.pdf

25. URL: https://chinalogist.ru/book/articles/obzory/morskoy-torgovyy-flot-rossiina-chyom-dostavlyaem-tovary-iz-kitaya

26. URL: https://www.nornickel.ru/business/transport-and-logistic/

27. DNV, 2010b. Shipping across the Arctic Ocean: a Feasibile Option in 2030— 2050 as a Result of Global Warming? DNV Research and Innovation, Position Paper 04

28. URL: https://www.rbc.ru/business/16/01/2019/5c3dde2f9a79471715920f53


Для цитирования:


Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТА ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ. Федерализм. 2019;(3):35-50.

For citation:


Eliseev D.O., Naumova Y.A. PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRANSIT ON THE NORTHERN SEA WAY. Federalism. 2019;(3):35-50. (In Russ.)

Просмотров: 6


ISSN 2073-1051 (Print)