ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКCТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87
Аннотация
В условиях усиливающейся межстрановой конкуренции стратегическая роль высшего образования и науки неуклонно возрастает. Россия во многом копирует западные стандарты в сфере науки и образования, не имея к разработке этих стандартов никакого отношения. В результате, Российская Федерация оказывается на периферии мирового интеллектуального развития. Ситуация усугубляется переменами в российском высшем образовании. В начале XXI в . д ля н его х арактерно деление вузов на федеральные и региональные, что сказывается на уровнях финансирования и автономии в ведении учебной и научной деятельности и пр. Как показывает практика, ≪номенклатурный≫ подход превращает многие региональные вузы в неконкурентоспособные. В статье выделяются и анализируются (применительно к РФ) три используемые в мире модели развития современного высшего образования. Делается вывод, что деформации современного российского общества переносятся и на высшее образование. Поэтому реформы образования невозможны без серьезных изменений в обществе и без учета того, что современные российские вузы воспроизводят многообразие социально-экономических отношений.
Об авторах
Ю. П. ДусьРоссия
ДУСЬ Юрий Петрович доктор экономических наук, доцент, декан факультета международ-
ного бизнеса
проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077
В. И. Разумов
Россия
РАЗУМОВ Владимир Ильич доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077
Н. В. Пузина
Россия
ПУЗИНА Наталия Викторовна кандидат экономических наук, доцент кафедры международных эко-
номических отношений факультета международного бизнеса
проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077
Список литературы
1. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М.: Логос, 2004. 368 с.
2. Розов Н.С., Вертгейм Ю.Б., Сизенцев Г.С., Филиппов С.И., Горошко В.В. Разработка и апробация метода теоретической истории / под ред. Н.С. Розова. Новосибирск: Наука, 2001. 503 с.
3. Йен Чеонг Ченг. Поощрение локального знания и развитие человеческого потенциала в условиях глобализации образования // Менеджмент дайджест. 2004. № 4. С. 80—101.
4. Розов Н.С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М.: Логос, 2002. 656 с.
5. Ореховский П.А. Структуры когнитивности и российские реформы: научный доклад, препринт. М.: Институт экономики РАН, 2019. 47 с.
6. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/
8. Федеральное казначейство России. URL: http://roskazna.ru/ispolnenie- byudzhetov/federalnyj-byudzhet/
9. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с. URL: https:// www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf
10. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: ЮНЕСКО, 2007. 209 с. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/global-education-digest-2007-comparing-educationstatistics-across-the-world-ru.pdf
11. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование, 2014 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
12. Рейтинг вузов мира URL: https://www.topuniversities.com/university- rankings/world-university-rankings/2020
13. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования, 2018 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://gtmarket.ru/ratings/ education-index/education-index-info
14. Рейтинг национальных систем высшего образования, 2018 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://nonews.co/directory/ lists/countries/rank-higher-education
15. Расходы на НИОКР. URL: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spendingon-r-d.htm
16. Затраты на науку в России и ведущих странах мира / Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/209009455.html
17. Мартынова Е.А., Малахов В.А. Позиция России в международных рейтингах по показателям, характеризующим развитие науки, технологий и инноваций // Наука. Образование. Инновации. 2017. № 3 (25). С. 5—34.
18. Nan Tian, Aude Fleurant, Alexandra Kuimova, Pieter D. Wezeman, Siemon Wezeman. Trends in World Military Expenditure, 2018 (англ.). SIPRI Fact Sheet. SIPRI, 29.04.2019. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-04/fs_1904_mi- lex_2018.pdf
19. SIPRI Military Expenditure Database. URL: https://www.sipri.org/databases/ milex
20. Gross domestic spending on R&D. URL: https://data.oecd.org/rd/grossdomestic-spending-on-r-d.htm
21. Дусь Ю.П. Интеллектуальная колонизация. Миграционные перспективы присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // ЭКО. 2006. Т. 2. № 2. С. 76—92.
22. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 400 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf
23. Денисова Д. Время продавать знания // Эксперт. 2004. № 24. С. 32—37.
24. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 415 с.
25. Рейтинг мониторинга эффективности вузов 2018. URL: https://msd-nica. ru/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov
26. Мониторинг качества приема в вузы. URL: https://ege.hse.ru/reg_2018
Рецензия
Для цитирования:
Дусь Ю.П., Разумов В.И., Пузина Н.В. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКCТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Федерализм. 2019;(3):72-87. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87
For citation:
Dus Yu.P., Razumov V.I., Puzina N.V. FEDERAL AND REGIONAL CONTEXT OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. Federalism. 2019;(3):72-87. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87