Preview

Федерализм

Расширенный поиск

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКCТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87

Аннотация

В условиях усиливающейся межстрановой конкуренции стратегическая роль высшего образования и науки неуклонно возрастает. Россия во многом копирует западные стандарты в сфере науки и образования, не имея к разработке этих стандартов никакого отношения. В результате, Российская Федерация оказывается на периферии мирового интеллектуального развития. Ситуация усугубляется переменами в российском высшем образовании. В начале XXI в . д ля н его х арактерно деление вузов на федеральные и региональные, что сказывается на уровнях финансирования и автономии в ведении учебной и научной деятельности и пр. Как показывает практика, ≪номенклатурный≫ подход превращает многие региональные вузы в неконкурентоспособные. В статье выделяются и анализируются (применительно к РФ) три используемые в мире модели развития современного высшего образования. Делается вывод, что деформации современного российского общества переносятся и на высшее образование. Поэтому реформы образования невозможны без серьезных изменений в обществе и без учета того, что современные российские вузы воспроизводят многообразие социально-экономических отношений.

Об авторах

Ю. П. Дусь
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежде- ние высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

ДУСЬ Юрий Петрович доктор экономических наук, доцент, декан факультета международ-
ного бизнеса

 проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077



В. И. Разумов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежде- ние высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

РАЗУМОВ Владимир Ильич доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии

 проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077



Н. В. Пузина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежде- ние высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

ПУЗИНА Наталия Викторовна кандидат экономических наук, доцент кафедры международных эко-
номических отношений факультета международного бизнеса

 проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077



Список литературы

1. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М.: Логос, 2004. 368 с.

2. Розов Н.С., Вертгейм Ю.Б., Сизенцев Г.С., Филиппов С.И., Горошко В.В. Разработка и апробация метода теоретической истории / под ред. Н.С. Розова. Новосибирск: Наука, 2001. 503 с.

3. Йен Чеонг Ченг. Поощрение локального знания и развитие человеческого потенциала в условиях глобализации образования // Менеджмент дайджест. 2004. № 4. С. 80—101.

4. Розов Н.С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М.: Логос, 2002. 656 с.

5. Ореховский П.А. Структуры когнитивности и российские реформы: научный доклад, препринт. М.: Институт экономики РАН, 2019. 47 с.

6. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/

8. Федеральное казначейство России. URL: http://roskazna.ru/ispolnenie- byudzhetov/federalnyj-byudzhet/

9. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с. URL: https:// www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf

10. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: ЮНЕСКО, 2007. 209 с. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/global-education-digest-2007-comparing-educationstatistics-across-the-world-ru.pdf

11. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование, 2014 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info

12. Рейтинг вузов мира URL: https://www.topuniversities.com/university- rankings/world-university-rankings/2020

13. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования, 2018 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://gtmarket.ru/ratings/ education-index/education-index-info

14. Рейтинг национальных систем высшего образования, 2018 / Аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL: https://nonews.co/directory/ lists/countries/rank-higher-education

15. Расходы на НИОКР. URL: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spendingon-r-d.htm

16. Затраты на науку в России и ведущих странах мира / Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/209009455.html

17. Мартынова Е.А., Малахов В.А. Позиция России в международных рейтингах по показателям, характеризующим развитие науки, технологий и инноваций // Наука. Образование. Инновации. 2017. № 3 (25). С. 5—34.

18. Nan Tian, Aude Fleurant, Alexandra Kuimova, Pieter D. Wezeman, Siemon Wezeman. Trends in World Military Expenditure, 2018 (англ.). SIPRI Fact Sheet. SIPRI, 29.04.2019. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-04/fs_1904_mi- lex_2018.pdf

19. SIPRI Military Expenditure Database. URL: https://www.sipri.org/databases/ milex

20. Gross domestic spending on R&D. URL: https://data.oecd.org/rd/grossdomestic-spending-on-r-d.htm

21. Дусь Ю.П. Интеллектуальная колонизация. Миграционные перспективы присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // ЭКО. 2006. Т. 2. № 2. С. 76—92.

22. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 400 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf

23. Денисова Д. Время продавать знания // Эксперт. 2004. № 24. С. 32—37.

24. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 415 с.

25. Рейтинг мониторинга эффективности вузов 2018. URL: https://msd-nica. ru/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov

26. Мониторинг качества приема в вузы. URL: https://ege.hse.ru/reg_2018


Рецензия

Для цитирования:


Дусь Ю.П., Разумов В.И., Пузина Н.В. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКCТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Федерализм. 2019;(3):72-87. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87

For citation:


Dus Yu.P., Razumov V.I., Puzina N.V. FEDERAL AND REGIONAL CONTEXT OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. Federalism. 2019;(3):72-87. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-3-72-87

Просмотров: 679


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)