РЕГИОНЫ И ЦЕНТР
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
В 2019 г. на фоне экономической рецессии доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ росли высокими темпами, в т.ч. за счет опережающего роста федеральных трансфертов. Рост их собственных доходов обеспечили поступления налога на прибыль организаций, НДФЛ и акцизов при сокращении поступления налогов на имущество. Темпы роста расходов региональных бюджетов выраженно опережали темпы роста доходов. Приоритетами субъектов РФ были здравоохранение и национальная экономика. Высокие темпы роста расходов далеко не всегда приводили к росту объема государственного долга – его общая сумма по итогам года сократилась. Только в некоторых субъектах РФ имело место выраженное увеличение объема долга. Оценки возможных потерь бюджетных доходов, с которыми неизбежно столкнутся регионы в условиях надвигающегося экономического кризиса, позволяют выделить группу субъектов РФ, для которых эти проблемы будут наиболее острыми.
Благоприятные условия 2018 и 2019 гг. позволили создать значительные резервы за счет нефтегазовых доходов. Одновременно характер бюджетно-налоговой политики со сдерживающего начал меняться на стимулирующий. Реализация национальных проектов и рост бюджетных расходов обеспечивали заметный вклад в темпы роста ВВП на фоне ослабления потребительского и инвестиционного спроса. В условиях кризиса 2020 г. накопленные резервы позволяют компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, однако последствия для бюджетов субъектов РФ могут стать серьезнее, несмотря на более низкую чувствительность к шокам со стороны цен на нефть. Рост чувствительности доходных поступлений к динамике ВВП, отмеченный в последние годы, позволяет предположить, что последствия текущего кризиса для бюджетной системы РФ могут оказаться существенно хуже, чем в 2009 г.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Даже в условиях кризисных явлений, залогом стабильности современной банковской системы во многом остаются применяемые надзорными органами концепции банковского регулирования и надзора. Центральный Банк России в условиях глобализации и внешних вызовов проводит адаптацию зарубежных концепций регулирования и надзора к реалиям российской финансовой системы на федеральном и региональном уровнях с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому статья посвящена анализу эффективности современных концепций банковского регулирования и надзора. В статье перечисляются и характеризуются наиболее распространенные в применении концепции банковского регулирования и надзора, а также приводится авторский взгляд на современные альтернативные подходы к организации банковского регулирования и надзора, которые могут позволить Центральному Банку России улучшить применяемый надзорный режим.