Preview

Федерализм

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Концепция-2020» и уроки кризисного развития

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-2-5-19

Полный текст:

Аннотация

Принятая в 2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» с полным основанием может рассматриваться как одна из наиболее значимых с момента начала экономических реформ в России попыток сформировать представления о долговременных перспективах социально-экономического развития страны, а также о необходимых шагах по обеспечению стабильности этого развития на национальном и региональном уровнях. Документ отличает системность видения фактически сложившихся и перспективных трендов хозяйственного и социального развития страны; стремление использовать сценарный подход в постановке целевых установок Концепции; намерение обеспечить формулируемые приоритеты необходимыми экономическими ресурсами, институциональными и правовыми новациями. В числе таковых принципиальное значение имеют установки на развитие экономико-правового механизма федеративных отношений и приоритеты государственной политики регионального развития. После принятия Концепции (во всех базах данных этот документ на сегодняшний момент значится как действующий) в нее неоднократно вносились изменения. Характер этих изменений различен, но их общий вектор просматривается вполне определенно: изъять из документа те ориентиры, целевые показатели и пр., которые довольно скоро после его принятия оказались недостижимыми. В статье рассматриваются некоторые ключевые составляющие Концепции и причины того, что документ оказался нереализуемым.

Об авторе

Е. М. Бухвальд
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики РАН
Россия

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, профессор; главный научный сотрудник – руководитель Центра федеративных отношений и регионального развития

Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218



Список литературы

1. ЦБ подготовил первый официальный прогноз падения ВВП России в 2020 году // РБК. URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/economics/24/04/2020/5ea19aff9a7947282c785981

2. Кудрин допустил падение экономики России на 8% в 2020 году // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/04/2020/5ea52b059a79477b36f6ff93

3. Валовой внутренний продукт. Годовые данные в неизменных ценах // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab11.htm

4. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.

5. Шадров К.Н. Стратегия-2020: куда мы идем // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2010. Т. 6. № 1 (6). С. 42–48.

6. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68

7. Семин А.Н., Пичурин И.И., Третьяков А.П. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года: особенности и результаты реализации. М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. 284 с.

8. Пичурин И.И. Обоснованность положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года» // Теория и практика мировой науки. 2019. № 4. С. 2–5.

9. Голикова Т.А., Десятко Е.Н., Селютина Л.Г. Федосеев И.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона. СПб: СПбГЭУ, 2006. 80 с.

10. Ртищев А.В., Русин В.Н., Касаев Б.С. Тенденции развития регионов и реализация Концепции 2020 // Актуальные проблемы экономики, управления, права. М.: Институт экономики и предпринимательства, 2013. С. 96–99.

11. Шевченко А.А. Концепция 2020 и современные реалии // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2009. № 4. С. 13–21.

12. Ивантер В.В., Порфирьев Б.Н., Широв А.А. От модернизации экономической политики к качественному росту экономики // Российский экономический журнал. 2016. № 1. С. 3–15.

13. Лепский В.Е. Стратегическое целеполагание в России: состояние и перспективы развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 215. № 1. С. 66–80.

14. Сухарев О.С. Экономические факты к теории реформ и экономического роста (анализ по странам экономическим лидерам и России. 1961–2015 гг. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79). С. 26–37.

15. Бренделева Е.А. Институциональные реформы в рамках Концепции 2020 // Вестник Университета МГИМО. 2011. № 3 (18). С. 28–31.

16. Бутакова Н.М., Лонина А.В., Сверкунова Ю.А., Харитонов С.В. Реализация целей устойчивого развития в России // Финансовая экономика. 2019. № 5. С. 874–878.

17. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 14. С. 189–206.

18. Яременко И.А. Национальные проекты, госпрограммы, национальные цели. Как они скоординированы // Бюджет. 2019. № 10 (202). С. 34–37.

19. Лексин В.Н. Стратегия пространственного развития России: разработка и начало реализации // Россия: тенденции и перспективы развития. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 84–94.

20. Рождественская И.А. Механизмы реализации Стратегии пространственного развития России: возможности и риски // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 1 (118). С. 348–351.

21. Бухвальд Е.М. Единое инновационное пространство как приоритет пространственного развития российской экономики // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 4. С. 9–25.


Для цитирования:


Бухвальд Е.М. «Концепция-2020» и уроки кризисного развития. Федерализм. 2020;(2):5-19. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-2-5-19

For citation:


Bukhvald E.M. “Concept 2020” and the Lessons of the Crisis Development. Federalism. 2020;(2):5-19. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-2-5-19

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)