Preview

Федерализм

Расширенный поиск
№ 3 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2018-3

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

5-16 16
Аннотация

В ближайшие годы предстоит обеспечить прорывное развитие страны в экономике, технологиях и социальной сфере, запустить новые крупные проекты по модернизации промышленности и инфраструктуры. Региональный аспект преобразований является одним из наиболее сложных. Чтобы территории страны развивались гармонично, нужно своевременно создать многоуровневую систему стратегического планирования. Необходимым условием также является развитие цифровой экономики на региональном уровне, повышение финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов. Этого не достичь без обеспечения экономического роста субъектов Федерации за счет наращивания их собственного экономического потенциала. Одним из основных инструментов региональной политики должен стать стандарт благополучия, призванный обеспечить всем гражданам независимо от места их проживания неснижаемый уровень жизни, необходимые объем и качество инфраструктурных, государственных и муниципальных услуг.

17-30 17
Аннотация

В статье обсуждается вопрос о научном обеспечении разработки государственных стратегических решений пространственного развития страны. В качестве научной основы стратегического планирования пространственного развития автор предлагает использовать результаты научных изысканий, полученные в ходе выполнения многолетней серии программ академических научных исследований по фундаментальным проблемам пространственного развития современной России. Речь идет о беспрецедентном для отечественной и, по-видимому, мировой науки научном мегапроекте, знаменующем собой новый — междисциплинарный — тип исследований по широкому кругу приоритетных для современной российской действительности теоретико-прикладных вопросов, образующих несущий каркас новейшей актуальной пространственной проблематики. Этот крупномасштабный, политематический, сложно организованный и многолетне осуществляемый проект был задуман, подготовлен и запущен в 2009 г. и продолжает осуществляться до настоящего времени. В статье дается характеристика теоретико-методологического подхода, методических инструментов и форм организации научных исследований в рамках указанного проекта, а также полученных в нем результатов.

31-46 51
Аннотация

Стратегическое планирование рассматривается сегодня в качестве важнейшей предпосылки модернизации российской экономики. Однако многие территории подходят к процессу разработки своих стратегий формально. Одна из причин этого — нехватка финансовых (в т.ч. инвестиционных) ресурсов как на муниципальном, так и на региональном уровне. Важнейшим инструментом решения проблемы ограниченности ресурсов является использование механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Анализ показывает, что на тех территориях, где к вопросу использования этих механизмов подходят неформально, институционализация стратегического планирования проходит более результативно. В статье на основе изучения стратегий ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предпринят анализ отраслевой структуры государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства. Исследована зависимость степени и результатов использования механизмов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства от их детализации в стратегиях социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

47-62 14
Аннотация

Бюджетная политика уже на протяжении ряда лет формирует условия для возникновения рисков социального и экономического развития современной России. Опыт функционирования трехлетних бюджетов и прогнозов социально-экономического развития обозначил серьезные вопросы и претензии к сложившейся бюджетной концепции. Необходим ли современной российской экономике именно трехлетний бюджет? Как сочетаются бюджет и прогноз социально-экономического развития? Какова достоверность прогнозных показателей на двухлетний и трехлетний периоды? Существует ли реальный контроль за выполнением трехлетних бюджетов? К сожалению, практика последних лет показывает катастрофическое несовпадение прогнозных и фактических данных при реализации трехлетних бюджетов, формирование реальных угроз интересам предпринимательства, торможение в решении социальных проблем. В статье предлагаются определенные подходы к совершенствованию современной бюджетной концепции. Рассматриваются возможности реформирования института бюджетирования на основе реализации положений закона о государственном стратегическом планировании.

63-73 12
Аннотация

Несмотря на принимаемые в последние годы комплексные меры, направленные на решение задачи опережающего развития Дальнего Востока, в т.ч. предусматривающие привлечение государственных инвестиций, создание финансовых, инвестиционных и иных инструментов развития макрорегиона, включая региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны и др., по большинству социально-экономических показателей регионы Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) имеют существенное отставание от уровня развития других российских регионов, а их вклад в экономику Российской Федерации, по сравнению с ресурсным потенциалом, остается незначительным. В связи с этим модельный бюджет, рассчитанный путем усреднения расходов с применением к ним различных коэффициентов, не может содержать точную оценку необходимого для исполнения полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, объема финансовых ресурсов. Расчет модельного бюджета должен производиться более точно с раздельным учетом удорожающих факторов в отношении каждого населенного пункта и численности граждан, проживающих в них. В статье рассмотрены результаты внедрения модельного бюджета на сбалансированность бюджетов регионов Дальнего Востока. Отмечены главные проблемы, сдерживающие развитие Дальнего Востока, в частности многолетний масштабный отток населения и связанный с ним дефицит трудовых ресурсов, низкий уровень развития инфраструктуры и системы социальных услуг, дороговизна жизни и ведения бизнеса в макрорегионе, удаленность внутренних рынков сбыта и т.д.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

74-89 17
Аннотация

Исследование территориальных стратегий компаний позволяет уточнить логику выбора предпринимателями территорий для инвестирования благодаря исключению из анализа офшорного капитала, рассмотреть различия в региональных стратегиях компаний разных отраслей, выявить предпочтения в выборе компанией территорий для разных видов своей деятельности, оценить привлекательность для иностранных инвесторов не только регионов, но и разных типов населенных пунктов (все эти задачи невозможно решить на основе статистических данных). Анализируется размещение региональных подразделений разных типов (производственных, логистических, сбытовых, исследовательских, управленческих) 50 крупнейших иностранных компаний, работающих в России (рейтинг Forbes). Подтверждается соответствие этого размещения сложившимся теоретическим представлениям о территориальных стратегиях компаний, в т.ч. о значимости ключевых экономических центров, иерархически-волновой диффузии, эффекта соседства. Показываются различия в привлечении инвестиций в разные типы городов (включая повышенную роль городов-миллионеров в формировании центров дистрибуции компаний и их научно-исследовательских подразделений, небольших городов в привлечении промышленных предприятий, вторых-третьих городов регионов в развитии розничной торговли), в широте географии деятельности компаний разных отраслей (включая наличие минимальных территориальных барьеров в пищевой промышленности и монобрендовой розничной торговле, прежде всего автомобилями), значимость близости Москвы. Выделяются субъекты Российской Федерации с максимальной степенью распространения иностранных компаний.

90-103 13
Аннотация

В условиях сохраняющейся нестабильности внутренних социально-экономических процессов особую актуальность приобретают исследования в области развития методических основ оценки экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Оценка регионального развития в контексте обеспечения экономической безопасности призвана сформировать основу принятия управленческих решений, направленных на минимизацию вызовов и угроз устойчивому функционированию региональных социально-экономических систем. В статье представлен подход к оценке характера развития старопромышленного региона — территории, на которой сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, связанные с «уходящими» технологическими укладами. Подход основан на учете институционально-правовых, экономических, социальных, организационно-управленческих и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое, экономически безопасное развитие региона. Предложена концептуальная модель оценки развития старопромышленного региона в контексте обеспечения его экономической безопасности. Сформирована система локальных, групповых и интегрального показателей оценки устойчивости социально-экономического развития территории. Представлена апробация предложенного методического подхода в отношении Тульской области — типичного старопромышленного региона центра России.

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

104-119 9
Аннотация

Во второй части статьи осуществлен анализ всемирной тенденции роста бедности, начало которого совпадает с введением в глобальную макроэкономику неолиберал-монетаристской идеологии как платформы новой политики. Приводятся суждения известных теоретиков относительно ожиданий бесконфликтного развития капиталистического общества. Этого не произошло, о чем свидетельствуют процессы концентрации сверхдоходов под контролем предельно узкой социальной страты при тенденции сужения средних классов и ухудшения социально-экономического положения трудящихся. Автор приходит к выводу, что США фактически «приватизировали» в своих интересах всю мировую финансовую систему. А Федеральная резервная система (ФРС) выступает в роли управляющего всеми центральными банками стран мира (исключая Китай). Показана необычайная агрессивность американских президентов, без колебаний применяющих вооруженную силу во имя «национальных интересов» и игнорирующих интересы других стран, а также международные договоры и соглашения. Это особенно характерно для президента Дональда Трампа, объявившего торговую войну даже близким союзникам, не говоря уже об отношениях с Россией. Уделено внимание российской экономической политике и ее международным отношениям, показаны их противоречия; анализируются целевые установки президента В.В. Путина и отношение к ним со стороны субъектов управленческой системы. Высказан ряд предложений, направленных на реальное осуществление провозглашенных президентом целей развития страны.

120-142 13
Аннотация

В федералистике широко применяется характеристика федерации как «единство в многообразии» или «многообразие в единстве». Фиксируется, что «единство» в своем пределе приобретает форму централизованного федерализма, устремленного к унитаризму. А «многообразие» в своей крайности сводится к несвязанному множеству федеративных частей, устремленному к сепаратизму. Обе крайности неприемлемы. Необходимо указать путь движения между ними. Однако проблема количественных измерений показателей «единства» и «многообразия» федеративных систем, а также их оптимального сочетания, остается слабо изученной. В статье определяются количественные измерители и дается оценка предельных значений структурной неоднородности федеративных государств, устанавливается количественный критерий оптимизации их структурного строения.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

143-156 20
Аннотация

Одним из активно используемых сегодня методов оценки ситуации в субъектах Российской Федерации является их рейтингование по уровням социально-экономического развития. Распространено мнение, что такое рейтингование, позволяет не только определить вклад региональных экономик в развитие Российской Федерации, но и оценить эффективность деятельности исполнительной власти на местах. Признавая известную корректность такого предположения, следует отметить, что место, которое занимает в региональных рейтингах конкретный субъект Федерации, на всегда говорит об уровне готовности его экономики к саморазвитию. Это место, например, может определять помощь, оказываемая региону федеральным Центром, что формально демонстрирует рост доходов регионального бюджета. Что же до оценки эффективности принимаемых на местах управленческих решений, то здесь ситуация еще запутаннее: смена периода инвестирования периодом освоения технологических инноваций дает на выходе видимость падения экономической активности. Проведенное авторами статьи исследование позволяет утверждать, что в ряде случаев место в рейтинге не соответствует реальному положению дел. Экономика региона, занимающего последние места в рейтинге, может обладать очевидным потенциалом роста, а экономику субъекта Федерации, входящего в группу лидеров, может характеризовать стагнация или даже падение.

157-171 14
Аннотация

Несмотря на то, что за последние 15 лет удалось уменьшить смертность среди молодежи, снизить уровень молодежной безработицы, повысить интерес молодых людей к ведению здорового образа жизни, а также на тот факт, что Россия — один из мировых лидеров по числу молодых специалистов с высшим образованием, имеет место ряд факторов, негативно влияющих на социально-экономическое положение молодежи и ее роль в обществе. Прежде всего к таковым относится снижение численности молодежи и ее доли в общей численности населения. Эта тенденция оказывает системное негативное влияние на социально-экономическое развитие страны, выражающееся в естественной убыли населения, сокращении трудовых ресурсов, росте пенсионной нагрузки. В качестве негативного фактора необходимо также отметить снижение на протяжении четырех последних лет доходов населения, особенно на фоне сохраняющегося высокого материального и социального расслоения. Следствием перечисленного могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, рост социального напряжения. Не менее опасна и другая крайность – социально-политическая и экономическая апатия этой части общества. Поэтому анализу экономической активности молодежи в статье уделяется особое внимание. В ней представлена структура численности молодежи по ее участию в рабочей силе и учебе. Подробно исследуется структура рабочей силы в возрасте 15—29 лет (в целом и по когортам 15—19, 20—24, 21—29 лет). Наряду с традиционными показателями занятости и безработицы рассматриваются новые статистические показатели, характеризующие недоиспользование рабочей силы, в т.ч. потенциальная рабочая сила; численность лиц, которые в принципе хотят работать, но вообще не ищут работу и не готовы к ней приступить. Также разработан показатель «Доля молодежи, которая не учится и не работает в возрасте 15—24 лет, в общей численности молодежи этого возраста» и исследована его структура. Итоги статистических исследований населения показали, что проблема неэффективной занятости молодежи кроется в качестве образования, которое она получает в школе, колледже и вузе, и низком уровне профессиональной ориентации.

172-178 15
Аннотация

В связи с тем, что законодательство в сфере закупок предусматривает правила их осуществления, но вместе с тем не предлагает механизмы реализации закупок, у региональных и муниципальных органов власти, уполномоченных в сфере закупок, возникает необходимость заимствования опыта коллег из других субъектов Российской Федерации, в которых уже были успешно применены подобные практики. Наиболее эффективные из них собраны Гильдией отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам в Реестр лучших практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок. В числе лучших Волгоградская область с проектом по централизации закупок государственных и муниципальных заказчиков региона. В статье приводится описание этапов реализации данного проекта, а также осуществляется оценка его эффективности.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

179-186 19
Аннотация

За последнее время заметно выросло внимание к состоянию предпринимательского климата и его влиянию на процессы социально-экономического развития территории. Несмотря на это, проблема количественных измерений отдельных институтов общества является крайне слабо изученной в научной среде. В статье дается оценка уровня открытости внутренних рынков крупнейших городов России как одного из компонентов их предпринимательского климата. Оценка осуществлена на основе анализа структуры уставного капитала крупнейших компаний. Рассматриваются основные факторы формирования барьеров входа на рынок российских городов для внешних по отношению к ним компаний.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)