Preview

Федерализм

Расширенный поиск

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

Полный текст:

Аннотация

Исследование территориальных стратегий компаний позволяет уточнить логику выбора предпринимателями территорий для инвестирования благодаря исключению из анализа офшорного капитала, рассмотреть различия в региональных стратегиях компаний разных отраслей, выявить предпочтения в выборе компанией территорий для разных видов своей деятельности, оценить привлекательность для иностранных инвесторов не только регионов, но и разных типов населенных пунктов (все эти задачи невозможно решить на основе статистических данных). Анализируется размещение региональных подразделений разных типов (производственных, логистических, сбытовых, исследовательских, управленческих) 50 крупнейших иностранных компаний, работающих в России (рейтинг Forbes). Подтверждается соответствие этого размещения сложившимся теоретическим представлениям о территориальных стратегиях компаний, в т.ч. о значимости ключевых экономических центров, иерархически-волновой диффузии, эффекта соседства. Показываются различия в привлечении инвестиций в разные типы городов (включая повышенную роль городов-миллионеров в формировании центров дистрибуции компаний и их научно-исследовательских подразделений, небольших городов в привлечении промышленных предприятий, вторых-третьих городов регионов в развитии розничной торговли), в широте географии деятельности компаний разных отраслей (включая наличие минимальных территориальных барьеров в пищевой промышленности и монобрендовой розничной торговле, прежде всего автомобилями), значимость близости Москвы. Выделяются субъекты Российской Федерации с максимальной степенью распространения иностранных компаний.

Об авторах

О. В. Кузнецова
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук
Россия

КУЗНЕЦОВА Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

ул. Вавилова, д. 44, кор. 2, г. Москва, 119333



А. А. Михайлов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»
Россия

МИХАЙЛОВ Александр Александрович, младший научный сотрудник

ул. Вавилова, д. 7, г. Москва, 117997



Список литературы

1. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago: Chicago Press, 1968. 334 p.

2. Schlunze R.D. Location Adjustment of Japanese Management in Europe // Asian Business & Management. 2002. № 1 (2). Р. 267—283.

3. Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М.: КомКнига, 2007. 288 с.

4. Storper M., Walker R. The Capitalist Imperative: Territory, Technology and Industrial Growth. Cambridge, 1989. 268 p.

5. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.

6. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 46—66.

7. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. The MIT Press, 1999. 380 p.

8. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. 1966. №. 80. Р. 190—207.

9. Vernon R. The Location of Economic Activity // Economic Analysis and the Multinational Enterprise. Edited by J. H. Dunning. London: New York, 1974. Р. 89—114.

10. Кузнецов А.В. Прямые иностранные инвестиции: «эффект соседства» // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. С. 40—47.

11. Кузнецова О.В. Накопленные иностранные инвестиции в российских регионах: территориальная структура и роль офшорного капитала // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8. № 6 (44). С. 47—62.

12. Оптимизация инвестиционных связей современной России / под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 120 с.

13. Gonchar K., Marek P. Natural-resource or Marketseeking FDI in Russia? An Empirical Study of Locational Factors Affecting the Regional Distribution of FDI Entries // IWH Discussion Papers. 2013. N 3. 41 p.

14. Леонова Ю.Ю. Региональные интересы и факторы инвестиционной активности зарубежных компаний в России. М.: Книжный дом «Либроком», 2015. 200 с.

15. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы : аналитический доклад. М.: Поматур, 2005. 102 с.

16. Кузнецова О.В. Сетевая торговля: межрегиональные различия и роль иностранных компаний в их формировании // Региональные исследования. 2015. № 4. С. 13—23.


Для цитирования:


Кузнецова О.В., Михайлов А.А. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ. Федерализм. 2018;(3):74-89.

For citation:


Kuznetsova O.V., Mikhailov A.A. TERRITORIAL DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE LARGEST FOREIGN COMPANIES IN RUSSIA. Federalism. 2018;(3):74-89. (In Russ.)

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)