РЕГИОНЫ И ЦЕНТР
В настоящее время перед Россией стоит стратегически важная задача ускорения темпов перехода к инновационному типу развития, который во многом определяется эффективностью организации инновационного процесса и формирования инновационного потенциала. Категория «инновационный потенциал» является характеристикой состояния инновационной среды и тесно связана с уровнем развития национальной инновационной системы, поскольку определяет базовые предпосылки для прогрессивного роста инновационного производства. Статья посвящена исследованию системных проблем, возникающих в экономике России и препятствующих реализации инновационного потенциала. Большое методологическое и прикладное значение имеет применение в исследованиях инновационного развития научно обоснованных концепций и методического инструментария. Для обоснования инновационных тенденций в статье использованы теории технологических укладов, глобального эволюционизма и синергетики. Основной вывод заключается в том, что в инновационном развитии возможен регресс, а его преодоление требует реализации эффективной государственной политики. Это создает условия, при которых могут возникнуть процессы самоорганизации, сопряженные с позитивными эволюционными изменениями. Автором дана сравнительная оценка важнейших национальных и региональных экономических индикаторов, публикуемых Росстатом и отражающих состояние региональных инновационных систем. Низкая инновационная активность в экономике России объясняется тем, что процесс инновационного роста замедляется в значительной мере на региональном уровне. Как показывают статистические данные, динамика показателей, характеризующих инновационное производство, свидетельствует об инновационной стагнации с некоторыми признаками экономического роста.
В статье рассмотрены теоретические аспекты программно-целевого управления и особенности его применения для экономического развития Арктической зоны. Возможности методологии программно-целевого управления в полной мере реализуются только в случае четкого понимания ожидаемых результатов, корректного определения целей и задач, а также необходимых ресурсов. В противном случае метод приводит к неэффективному расходованию времени и средств. Анализ действующей редакции государственной программы «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Арктическая программа) показал, что планируемые к достижению индикаторы не соответствуют целям и задачам Программы. Предполагалось, что конкретизация мероприятий и выделяемых на эти цели финансовых ресурсов обозначена в трех подпрограммах, которые по логике документа призваны обеспечить решение задач Арктической программы в рамках реализации главной цели. Однако исследование подпрограммы формирования опорных зон показало отсутствие конкретных механизмов развития этого института, а анализ подпрограммы развития Северного морского пути выявил недостаток механизмов решения задачи увеличения грузопотоков. В части реализации подпрограммы создания оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения нет ответов на вопрос о ее роли в экономическом развитии Арктики. Авторами сделан вывод о сугубо ведомственной направленности Арктической программы.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В представленном исследовании предлагается по-новому оценить современную роль городов-миллионеров в социально-экономическом развитии стран, опираясь не только на общепризнанную стадиальную концепцию урбанизации (теорию дифференциальной урбанизации), но и на разработанные в последние годы теории в рамках других направлений научной мысли. Утверждается, что на нынешнем этапе развития мировой экономики крупнейшие города являются точками роста в силу целого ряда факторов, в т.ч. наилучших условий для формирования кластеров, превращения в глобальные города, развития креативного класса, передачи неявных знаний. Благодаря этим преимуществам именно крупнейшие города с их пригородами становятся центрами инновационного развития, продолжают концентрировать высококвалифицированные кадры. В статье на основе статистических данных по Германии показывается начавшаяся с середины 2000-х гг. концентрация населения в городах-миллионерах, рост доли населения в густонаселенных территориях при ее сокращении в малонаселенных. Делается вывод о том, что возрастание роли городов-миллионеров является неотъемлемой характеристикой современного этапа развития постиндустриального общества, поэтому отсутствие условий для их устойчивого социально-экономического развития может стать причиной замедления темпов экономического роста страны. Что тем не менее не отменяет необходимости реализации государственной политики, нацеленной на сокращение межрегиональных различий в уровне социальноэкономического развития. Предлагается также дополнить российскую статистику показателями, отражающими дифференциацию территории по плотности населения.
Предлагаемая статья рассматривает значимые современные концепты социально-этических основ модернизации российской экономики. Успех модернизации во многом зависит от того, насколько согласованно осуществляются трансформации в экономике, с одной стороны, в социуме — с другой. Существующая система ценностей, особенности российской ментальности и особенности текущего этапа модернизации порождают ряд моментов, недостаточное внимание к которым, ограничивает возможности реализации принимаемых программ и стратегий. Наблюдаемое сегодня снижение качества жизни населения негативно влияет на социальное самочувствие и влечет за собой ухудшение социально-этических условий модернизации. Все возрастающая конфликтность и в отдельных случаях настроения конфронтации требуют этизации рыночных трансформаций. В условиях, когда российское общество характеризуется экономическим детерминизмом, система регулирования российской экономики и российского общества в целом требуют определенной нравственной переориентации. Необходимой предпосылкой модернизации является достижение социального мира. Решение этой задачи, помимо прочего, предполагает всемерную муниципализацию общественной жизни, сопряженную с процессом самоорганизации местных сообществ, включение в систему этических установок российского общества таких ценностей, как солидарность, соучастие, самоорганизация и самоуправление.
Экономико-исторические особенности развития Москвы и Московской области наложили отпечаток на организацию системы административного управления. Существование Москвы и Московской области в качестве различных субъектов Российской Федерации и выполнение ими различной роли и функций, с одной стороны, и тенденция к их интеграции и объединению в рамках одного макрорегиона, с другой — создают противоречия в их интересах и вызывают сложности в выработке единой позиции в решении актуальных экономических задач. Проблемы экологии и вывоза мусора, гипертрофированной маятниковой миграции и транспорта, управления лесным хозяйством и водоснабжением, имеющие первостепенное значение для обоих субъектов Федерации, могут быть решены только на основе объединения административных усилий по разработке единой системы планирования развития данного макрорегиона.
ВОПРОСЫ ПРАВА
За последние три года число реализуемых в регионах России проектов инициативного бюджетирования выросло более чем в три раза, что свидетельствует об актуальности такой формы вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления. Однако такие практики развиваются в нашей стране в условиях отсутствия необходимого законодательного регулирования. В 2017—2018 гг. активно ведется дискуссия о необходимости законодательного закрепления инициативного бюджетирования и о пределах регуляторного воздействия на данную сферу. В статье обсуждается состояние практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации и перспективы его законодательного регулирования. С точки зрения теории законотворчества анализируются разработанные Минфином России проекты федеральных законов, направленные на регулирование отношений в сфере партисипаторного бюджетирования. С привлечением материалов законодательства субъектов Российской Федерации обосновывается вывод, что в условиях диспозитивного характера муниципально-правового регулирования в России законодательное закрепление инициативного бюджетирования необходимо только в том случае, если оно устанавливает обязательные для органов власти требования в соответствующей сфере и гарантии прав граждан на участие в бюджетном процессе.
Российское налоговое законодательство предусматривает различные формы налогового контроля. Сегодня наиболее действенной его формой выступают налоговые проверки. В статье раскрываются важнейшие вопросы, связанные с камеральными и выездными налоговыми проверками, способными оказать влияние как на пополнение региональных бюджетов, так и на федеральный бюджет в целом. Дается характеристика новых систем контроля для пополнения региональных бюджетов. Кроме того, в статье рассматриваются общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами для проведения выездных налоговых проверок.
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
В статье проводится анализ существующих рисков проекта федерального бюджета России на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. Дается оценка новым подходам и инструментам, заложенным в проект федерального бюджета для стимулирования экономического роста. Особое внимание уделяется оценке влияния ключевого механизма балансировки федерального бюджета — бюджетного правила — на концепцию российской бюджетной политики. Авторами показано, что действующая модель бюджетных правил консервирует существующую конструкцию параметров федерального бюджета, направленную на консолидацию бюджетных ресурсов, создает риски низкого воздействия бюджетных расходов на факторы экономического роста в России, а следовательно, и риски естественного устойчивого увеличения доходов федерального бюджета за счет реализации этих факторов. По мнению авторов, выходом из данной ситуации является комплексная перенастройка бюджетной политики в направлении целевого стимулирования факторов роста путем смены ее концепции в целом, а не только отдельных инструментов.
Бюджетно-налоговая политика последних лет характеризуется жесткой финансовой консолидацией. На фоне рисков снижения объема поступления нефтегазовых доходов, в том числе из-за проведения т.н. налогового маневра, вводятся новые обязательные платежи, повышается фискальная нагрузка на бизнес и население. Одновременно проводится сжатие бюджетных расходов в реальном выражении. Таким образом, спад 2015—2016 гг. и слабое восстановление роста усиливаются проведением сдерживающей политики. Проект федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. также несет в себе указанные тенденции. В статье рассматриваются положения, которые увеличивают риски недополучения налоговых доходов как федеральным бюджетом, так и бюджетами субъектов Федерации в силу новаций, заложенных законопроектом. При этом отмечается чрезмерная осторожность в части прогнозирования цены нефти и, как следствие, объема нефтегазовых поступлений. Анализ расходной части федерального бюджета показывает тем не менее некоторую смену тенденции. Несмотря на скромный рост общего объема расходов, значительно увеличиваются расходы, направленные на здравоохранение, образование, инфраструктуру. Таким образом, меняется структура расходов бюджета в пользу расходов, обладающих инвестиционным потенциалом. Одновременно с этим в статье показано, что политика наращивания государственного долга на фоне планируемого профицита бюджета повышает риски управления государственным долгом в средне и долгосрочном периоде.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В современных условиях динамично развивающегося научно-технического прогресса роль технологического фактора в обеспечении конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивого развития становится определяющей. Соответственно, усиливается роль и значение научно-технологического аспекта в обеспечении устойчивого социально-экономического и промышленного развития регионов. В свою очередь, реализация задач структурной и технологической модернизации российской экономики с учетом приоритетов научно-технологического развития усиливает необходимость использования системного подхода к формированию социально-экономической политики на отраслевом и региональном уровнях, инструментом которой должно стать стратегическое планирование. Вопросы сопряжения отраслевого и регионального аспектов научно-технологической и промышленной политики в системе государственного стратегического планирования и рассматриваются в данной статье.
В статье обсуждается вопрос различных подходов к регулированию розничного ценообразования на рынках моторных топлив. Так, автором проведен сравнительный анализ систем розничного ценообразования на нефтепродукты в России и странах Европейского союза. Система ценообразования в российской топливной рознице все чаще дает сбои и приводит к кризисной ситуации, а ее главными недостатками являются непрозрачность, высокий уровень регулятивного воздействия, несовместимость с оптовым рынком, а также низкий уровень адаптивности под разного рода внешние шоки. В качестве противовеса, подобно системе, предлагается опыт мягкого регулирования в Австрии и либеральный режим ценообразования в Германии. В мире big data открываются принципиально новые возможности, позволяющие преодолевать множество типичных экономических проблем. IT-платформы снижают уровень асимметрии информации, повышают конкурентность рынка и прозрачность ценообразования. В условиях установки на цифровизацию и кризиса в топливной отрасли представляется крайне актуальным проанализировать системы, выстроенные на вышеозначенных принципах и активно использующие возможности big data.
ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ
Среди моделей догоняющей модернизации, характерных для России второй половины XIX — начала XXI в., выделяются модель наименьшего сопротивления, мобилизационная, гибридная и трансформационная модели. Им присущи как общие черты, так и качественное своеобразие, обусловленное особенностями протекания модернизационного процесса. Важнейшим фактором их формирования и трансформации были изменения в экономической политике государства, во многом обусловленные изменениями социально-экономической системы и внешними вызовами. Реализация модели догоняющей модернизации возможна и в современной России, однако она должна дополняться мерами экономической политики, обеспечивающими догоняющую постиндустиализацию.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
В связи с неустойчивостью модели национального развития, предусматривающей значительную долю сырьевой составляющей как в ВВП, так и в экспорте, в России в конце 2000-х гг. была начата разработка нескольких новых стратегических направлений развития. Одним из них стало направление «Международная кооперация и экспорт», предусматривающее экспорт образования. В статье рассматриваются роль образования в социально-экономическом развитии страны, выделяются предпосылки, обусловившие необходимость расширения экспортного потенциала национальной системы образования. Автор анализирует цели, задачи и возможные механизмы расширения экспорта российского образования на период до 2025 г. Определяются факторы, обусловливающие выбор иностранными гражданами страны и вуза для получения образования, рассматриваются возможные направления расширения экспорта образования российских вузов в контексте повышения конкурентоспособности образовательной и научно-исследовательской деятельности. На основе данных о затратах иностранных студентов делается предположение о том, что расширение экспорта образования для региональных вузов может стать основой для формирования новой инвестиционно привлекательной отрасли в регионах Российской Федерации.
Массовое сокращение количества банков в стране привело к колоссальным структурным сдвигам в уровнях обеспеченности банковскими услугами на местах. Крупные федеральные банки должны заменить слабые региональные кредитные организации. Однако этот общий для Российской Федерации процесс протекает в регионах по-разному. В статье определены субъекты Российской Федерации, где реструктуризация банков не сказывается на предпринимательской активности. Напротив, выжившие локальные банки составляют успешную конкуренцию федеральным игрокам. В большинстве субъектов Российской Федерации реструктуризация банковской системы обнажила проблему снижения кредитования малого и среднего бизнеса. Ее решению будет способствовать ослабление регулятивных требований с 2019 г. для банков с базовой лицензией.
В целях повышения эффективности государственных закупок широкое применение получила практика проведения совместных торгов. Этим закупкам посвящена отдельная статья Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, согласно ст. 25, совместные конкурсы и аукционы проводятся при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах. Однако ежедневно большим числом заказчиков в Единой информационной системе в сфере закупок самостоятельно размещается значительное количество извещений о закупках однотипной (аналогичной) продукции, товаров массового производства. Вместе с тем, по сравнению с такими «единичными» закупками, для совместных закупок характерен больший объем закупаемых товаров, работ, услуг и, соответственно, более высокая стоимость. Это стимулирует конкуренцию, позволяет привлекать к участию в закупке производителей и крупных поставщиков, вероятность возникновения риска ненадлежащего исполнения контрактных обязательств которыми минимальна. Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых посредством совместных торгов, величина начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам совместных процедур, законодательством о контрактной системе не ограничены. Принципы организации совместных торгов позволяют достигать снижения административной нагрузки на заказчиков при их организации, а также получать большую экономию бюджетных средств по результатам их проведения. При этом высокий экономический эффект нивелируется большими издержками при организации процедуры закупки. В данном контексте обращает на себя внимание практика Рязанской области, направленная на снижение временных, трудовых, финансовых затрат на проведение совместных торгов путем цифровизации их элементов. В предлагаемой статье приводится описание и результаты регионального опыта Рязанской области. Приведенный в статье механизм актуален и может быть реализован в иных субъектах Российской Федерации при определении направлений совершенствования процедур проведения совместных торгов.
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Электронные вещественные доказательства представляют собой особую группу вещественных доказательств. Они имеют свои особенности, знание которых позволяет более эффективно использовать их в уголовном процессе. В статье рассмотрен порядок изъятия электронного носителя информации как доказательства по уголовным делам. Среди важнейших проблемных аспектов определения места электронных носителей в системе доказательств выделяют проблему возникновения правовой природы, нормативного определения и использования в уголовно-процессуальном доказывании электронных доказательств.