Preview

Федерализм

Расширенный поиск
№ 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-1

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

5-23 93
Аннотация

 Интерес к территории Арктики объясняется ее огромными природными богатствами — водными, энергетическими, минеральными и с перспективами освоения этих ресурсов и развитием Северного морского пути (СМП), превращением этого инфраструктурного проекта в удобную глобальную транспортную артерию с конкурентным потенциалом. Хотя деление Арктики на секторы было принято мировым сообществом в 1926 г., последние открытия крупнейших месторождений нефти и газа изменили ситуацию коренным образом — началась ожесточенная борьба за признание законных прав отдельных, в частности циркумполярных,государств, в число которых входит и Россия, на эти запасы. Особую остроту приобретают экологические проблемы, так как природная среда является основой жизни для коренных народов Севера. Для защиты уникального природного ландшафта приарктической северной полярной зоны был создан ряд профильных международных организаций. Особое внимание уделяется истокам и настоящему ледокольного флота, организационно-правовым проблемам, сдерживающим транзиты и региональные перевозки по СМП, и его дальнейшей судьбе. В качестве положительного примера международного сотрудничества приводится ввод в строй завода по производству сжиженного газа «Ямал-СПГ» и строительство морского порта Сабетта. Сейчас узким местом инфраструктуры СМП является дефицит портов, способных принимать суда повышенной грузоподъемности и оснащенных крупными контейнерными терминалами.

24-37 63
Аннотация

За последние годы перемены, происходящие в области политики занятости населения на рынках труда, а также постепенное внедрение в практики разных стран сбора информации в разрезе форм трудовой деятельности, привели к необходимости пересмотра ранее принятых международных стандартов. Это связано с тем, что в нормативных документах представлено определение безработицы без критерия «поиска работы», приняты новые показатели измерения потенциальной рабочей силы и неполной занятости. В статье проанализирована ситуация недоиспользования рабочей силы, что важно для характеристики региона по показателю неудовлетворенной потребности в занятости. Предложенную информацию можно использовать для более широкого мониторинга рынка труда, для исследований объема и тенденций в области безработицы, для оценки как проблем интеграции.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА

38-55 84
Аннотация
Стратегирование пространственного развития Российской Федерации представляет собой чрезвычайно сложную, многоплановую задачу, затрагивающую не только традиционную проблему размещения производительных сил, но и широкий круг вопросов соотношения различных типов поселений, агломерационных процессов, определения роли каждого типа поселений и агломерационных образований в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Активно развернувшаяся в процессе обсуждения проекта стратегии пространственного развития дискуссия вокруг дилеммы «мегаполисы и/или малые и средние города» не привела к формированию общей позиции по данному вопросу. Формально принятый документ отдает должное лидирующей роли мегаполисов и крупных агломераций в развитии экономики страны и ее модернизации на инновационной основе. Но при этом исходит и из того, что реализация данного тренда социально-экономического развития не должна привести к запустению основной массы малых поселений. Это говорит о том, что пока многие вопросы пространственного развития российской экономики еще не получили адекватного ответа. Это, в частности, касается и поселенческого аспекта пространственного стратегирования. Кроме того, не вполне ясно, каким должен быть программноцелевой инструментарий поселенческого «среза» стратегии пространственного развития Российской Федерации и какую роль здесь могут сыграть национальные проекты.
56-71 77
Аннотация

Институт инициативного или партисипаторного бюджетирования рассматривается сегодня в качестве важнейшей предпосылки повышения участия населения и бизнеса в определении направлений расходования бюджетных ресурсов, а значит, и развития местного самоуправления. На сегодняшний день накоплен значительный опыт инициативного и партисипаторного бюджетирования как в России, так и в зарубежных странах. С учетом исторических особенностей, специфики стоящих перед конкретной территорией задач применяются различные механизмы этого института. В статье рассматриваются специфика этой формы бюджетирования, проблемы, которые она позволяет решать. На основе анализа российского и зарубежного опыта делается вывод о необходимости дальнейшего развития этого института на основе формирования необходимой законодательной базы.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

72-85 66
Аннотация

В 2018 г. в рамках консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдались такие позитивные в целом явления, как выраженный рост доходов, существенные показатели профицита в большинстве регионов, общее снижение долговой нагрузки. Однако все это не привело к выраженному росту реальных доходов населения. Наиболее значительно в истекшем году росли поступления налога на прибыль организаций вследствие повышения цен на энергоносители. Существенно увеличились трансферты из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается смещение акцентов в модели федеральной финансовой поддержки с целевых видов помощи (субсидии, субвенции и иные трансферты) на нецелевые (дотации), а в рамках последних – с формализованных инструментов на неформализованные. В 2018 г. регионам удалось сохранить тенденцию к росту расходов социального блока. Вызывают серьезную озабоченность значительные показатели профицита консолидированных бюджетов целого ряда регионов, в т.ч. и тех, где имеет место существенное снижение уровня реальных доходов населения.

86-99 145
Аннотация

Традиционно одной из задач бюджетно-налоговой политики является сглаживание последствий колебаний деловой активности. В связи с чем, в периоды спада последней должна проводиться стимулирующая политика, а в периоды подъема — сдерживающая. Бюджетно-налоговая политика в России, как показано в статье, носит преимущественно проциклический характер. В период спада 2015 г. по расчетам с использованием мультипликаторов государственные расходы скорее способствовали сокращению ВВП, чем поддержанию его роста. В дальнейшем, несмотря на значительное увеличение доходов бюджета расширенного правительства и смещение приоритетов с финансирования обороны и безопасности на социальную сферу, эффект от увеличения расходов бюджета оказался отрицательным. Автором рассматривается состояние бюджетной сферы по итогам 2018 г., который показал возобновление экономического роста.

100-117 65
Аннотация

Современная региональная и муниципальная бюджетная политика характеризуется высоким уровнем централизации бюджетной системы. Для поиска внутренних резервов совершенствования бюджетной политики на территориальном уровне интересно рассмотреть ее в контексте выявления и согласования интересов территориальных органов власти, населения и бизнеса. Рассматриваются возможности согласования интересов территориальных властей и населения в рамках таких финансовых механизмов взаимодействия, как самообложение граждан и инициативное бюджетирование, а также анализируется использование «бюджетов для граждан» как возможного инструмента информационного воздействия на интересы жителей. Характеризуются субъективные факторы, воздействующие на содержание интересов. Анализируются отдельные аспекты концепции поведенческих финансов как основы для изучения данных интересов. Проведенный анализ позволил выявить противоречия в интересах территориальных властей, населения и бизнес-структур и наметить пути их согласования.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

118-134 81
Аннотация

Сегодня в России пенсионные, налоговые, кредитные и другие финансовые инициативы правительства существенно меняют хозяйственные и социальные нормы для населения. Формируются противоречия и риски действующей финансовой политики правительства, сдерживающие решение задачи «достижения темпов роста выше мировых» и обеспечение политической стабильности в обществе. Это требует тщательного изучения направлений финансовой политики, в рамках которых сформировался ряд значительных препятствий для решения социальных, экономических, инновационных и других стратегических задач развития нашей страны и ее регионов. На основе статистического анализа в статье обосновывается, почему современная бюджетная концепция не ориентирована на создание необходимых условий для развития «прорывных» темпов роста российской экономики. Показано, какие недоработки и противоречия действующей системы бюджетного регулирования препятствуют реализации задач обеспечения экономической и национальной безопасности страны. Представлены базовые направления реформирования действующей бюджетной концепции Правительства РФ.

135-146 58
Аннотация

Результаты экономической деятельности России за годы ее реформирования, показатели экономического развития регионов позволяют сделать вывод о том, что либерально-рыночный подход к управлению экономикой полностью дискредитировал себя. Современное состояние российской экономики требует пересмотра ранее сложившейся модели ее реформирования. Новая модель должна быть в первую очередь ориентирована на новую индустриализацию, первоочередное возрождение высокотехнологичного сектора экономики как основной цели промышленной политики. Автор доказывает, что возрождение промышленного потенциала страны должно обеспечиваться на основе научно-обоснованной стратегии инновационного развития и системно-диалектического подхода к управлению экономикой, в основе которого — усиление экономических и социальных функций государства, использование планово-экономических механизмов государственного регулирования.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

147-160 167
Аннотация

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» оказывает возрастающее влияние на развитие мировой экономики. По мере реализации она несет в себе как новые возможности, так и риски и вызовы для отдельных регионов и стран. На этом фоне «Один пояс, один путь» начинает сталкиваться с неоднозначным восприятием и нередко противодействием. Анализу этого клубка проблем посвящена данная статья. Авторы выделяют основные экономические предпосылки к её возникновению; определяют экономические и политические цели, которые могут быть достигнуты Китаем при ее реализации, а также описывают основные географические направления развития инициативы. Отмечается, что Китай начал испытывать конкурентное давление со стороны США и ЕС преимущественно в форме противодействия китайской экономической экспансии, а также антикитайской кампании в СМИ. Приводятся и исследуются критические аргументы в отношении китайской инициативы, а также аргументы в ее пользу. На основе проведенного анализа «за» и «против» делается вывод о вероятном изменении характера «Одного пояса, одного пути» в сторону большего учета интересов принимающих стран.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

161-171 46
Аннотация

Одним из важных элементов в рамках системы управления закупочной деятельностью в г. Челябинске является практика централизованной подготовки профессиональных кадров в области закупок на базе созданного муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский учебно-консультационный центр профессионализации кадров в сфере закупок», в котором осуществляется подготовка специалистов в соответствии с требованиями федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В статье рассматривается успешный опыт централизации закупочной деятельности в г. Челябинске, направленной на обеспечение качественного исполнения требований российского законодательства в области закупок, повышение эффективности процессов закупок и снижение рисков неэффективного расходования средств.

172-182 62
Аннотация
Основным отличием моногородов является зависимость их социально-экономического развития от финансового положения градообразующего предприятия (группы предприятий). Такое предприятие несет ответственность не только за наполняемость бюджета, но и за социальную обстановку в оногороде. При этом безработица в моногородах имеет негативные последствия не только для данных населенных пунктов (снижение налогооблагаемой базы, уровня жизни граждан, дотационность бюджетов, рост преступности и др.), но и составляет угрозу социальной и политической стабильности в масштабе всей страны. В статье рассмотрены современные проблемы развития моногородов в Российской Федерации, а также особенности моногородов на Дальнем Востоке, отражена оценка принимаемых мер, высказаны предложения о необходимости поддержки моногородов как в целом по Российской Федерации, так и на Дальнем Востоке, в частности.

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

183-190 59
Аннотация
Представленная статья посвящена анализу событий, связанных с модернизацией федеративных отношений в настоящее время. Интерес представляет то обстоятельство, что в России сегодня параллельно развиваются процессы, как централизации, так и децентрализации федеративных отношений. В правовом смысле эти тенденции нашли воплощение в новых инициативах по организации государственной власти. Тенденции децентрализации федеративных отношений проявляются все отчетливее. Действуют нормативные акты, указывающие на распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе принципа субсидиарности. При этом контроль федерального центра не ослабевает. Однако остаются проблемы, связанные с более детальной регламентацией этого процесса, например. путем внесения изменений в ст. 73 Конституции Российской Федерации.


ISSN 2073-1051 (Print)