РЕГИОНЫ И ЦЕНТР
Статья посвящена современному распределению компетенции между уровнями публичной власти в Российской Федерации. Автор сопоставляет фактически сложившуюся систему этого распределения с конституционными и законодательными положениями и приходит к заключению о существенных расхождениях между практикой и нормативными конструкциями. Наибольшие сомнения вызывают конституционные блоки ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, «остаточной» компетенции, не подвергавшиеся концептуальным изменениям в течение без малого тридцати лет. Проанализированы технические изменения, внесенные в последние годы в указанные компетенционные блоки, а также иные новации в распределении компетенции между уровнями публичной власти, связанные с конституционными преобразованиями 2020 г. и другими преобразованиями последних лет. На основании полученных выводов высказаны предложения по актуализации нормативной базы распределения компетенции между уровнями публичной власти.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Приоритетной задачей современной аграрной политики является стимулирование малого бизнеса в сельском хозяйстве, прежде всего его центрального звена – крестьянских (фермерских) хозяйств. Это требует всестороннего анализа закономерностей и проблем их развития. В статье на основе опубликованных в декабре 2022 г. итогов Сельскохозяйственной микропереписи 2021 г. в сравнении с результатами Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. дается характеристика фермерского сектора, выявляются тенденции и проблемы его развития за 2016–2021 гг. Основной вывод состоит в том, что, несмотря на сокращение численности фермерских хозяйств и доступа фермеров к бюджетным субсидиям, увеличиваются площади используемых ими сельскохозяйственных угодий, посевы высокомаржинальных сельскохозяйственных культур, крупного рогатого скота. Отмечаются существенные различия в развитии фермерских хозяйств по субъектам Российской Федерации. На основе проведенного анализа предлагаются следующие меры по стимулированию фермерских хозяйств: обеспечение более широкого доступа фермеров к бюджетным и кредитным ресурсам; усиление роли федерального центра в государственной поддержке и регулировании фермерских хозяйств с целью выравнивания региональных различий и формирования единого экономического пространства в АПК; более тщательный учет интересов фермеров при проведении земельной политики; формирование эффективной системы сбыта фермерской продукции.
Биоэкономика – это особый вид деятельности и хозяйственная система, основывающаяся на достижениях науки, в первую очередь относящихся к биологии, а также к химии, биоинженерии, информатике, экологии и даже социологии. Эта деятельность активно осуществляется в десятках стран, где сформированы национальные программы развития биоэкономики. Существующие программы предусматривают в первую очередь осуществление комплекса работ, выполняемых с помощью биотехнологий по производству товаров (биопродуктов) на основе природных биоресурсов, включая переработку промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов. Как следствие, формируются глобальные и региональные рынки биопродуктов, обеспечивающие потребителей новыми материальными, а также нематериальными благами и услугами. Анализ материалов о состоянии биоэкономики в нескольких странахлидерах и в Российской Федерации свидетельствует о целесообразности использования регионального подхода для развития биоэкономики, а также о необходимости заблаговременной подготовки соответствующих кадров. Для достижения указанных целей предложено использовать несколько принципов, вытекающих из существа организации биоэкономической деятельности.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Принятая в 2019 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. не просто по-прежнему остается в поле зрения экономистов-теоретиков и практиков государственного управления, но и во многом продолжает олицетворять собой всю сложность и противоречивость системы стратегического планирования в стране. Конечно, приходится признать, что многие исходные посылки разработки этой Стратегии сложились не вполне удачно. Так, не удалось принять многократно предлагавшуюся в разных вариантах Концепцию государственной региональной политики и на этой основе осуществить содержательное и целевое разграничение понятий «региональное развитие» и «пространственное развитие». Вопреки логике подготовки документов стратегического планирования, которая была закреплена уже в начальной версии Федерального закона № 172, Стратегия пространственного развития разрабатывалась и утверждалась в отсутствие «базового» документа, определяющего стратегические задачи социально-экономического развития страны на перспективу. Негативную роль сыграло и фактическое отсутствие глубокой научно-общественной экспертизы данной Стратегии. Формально различных обсуждений было немало. Один проект документа сменялся другим, но вносившиеся замечания и предложения, как правило, оставались без должного внимания, в результате чего эти обсуждения не давали позитивного результата. В итоге получилось так, что обсуждались одни варианты Стратегии, а был принят иной. Как следствие, пробелов в данной Стратегии оказалось больше, чем значимых продвижений. Большинство этих пробелов хорошо видны и сегодня и, безусловно, нуждаются в серьезной проработке.
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022 г. осуществлялось в условиях массированного санкционного давления на отечественную экономику, существенных колебаний цен на мировых сырьевых рынках, радикального изменения хозяйственных логистических цепочек и роста потребности в бюджетных расходах. В январе – ноябре 2022 г. рост доходов региональных бюджетов лишь незначительно отставал от темпов инфляции. При этом в ряде регионов с существенной ролью черной металлургии и связанных с ней добывающих отраслей имело место выраженное сокращение налоговых поступлений в региональные бюджеты, а в некоторых случаях и в консолидированный бюджет страны. Поступления налога на прибыль организаций на протяжении года имело выраженную тенденцию к сокращению. Доходы бюджетов от НДФЛ играли стабилизирующую роль. Рост потребности в расходах региональных бюджетов выразился в опережающем их росте по сравнению с доходами. Результатом стал выраженный рост объемов государственного долга по сравнению с началом года. При этом сохранилась тенденция к замещению банковских кредитов и облигационных займов бюджетными кредитами. Бюджетные кредиты для некоторых регионов начинают играть роль инструментов компенсации вертикального финансового дисбаланса.
Итоги исполнения федерального бюджета в 2022 г. показали, что введенные ограничения заметно повлияли на динамику и структуру доходов, объем незапланированных расходов и дефицит федерального бюджета. В этой связи необходим детальный анализ имеющихся механизмов и инструментов бюджетно-налоговой политики для выработки решений, которые позволят поддержать устойчивость федерального бюджета и сгладить последствия санкций и ответных мер для российской экономики. В работе представлена эконометрическая модель связи показателя устойчивости доходов федерального бюджета с возникновением кризисов и последующих рецессий. Оценка показывает наличие статистически значимой связи между началом кризиса и более глубоким падением темпов роста доходов федерального бюджета в сравнении с периодами отсутствия кризисов и рецессий. Рассмотрены новации в фискальной сфере, направленные на увеличение доходов федерального бюджета, сделаны выводы об имеющихся рисках и последствиях обсуждаемых изменений. Предложены направления развития некоторых налоговых инструментов в контексте поддержания устойчивости федерального бюджета и стабилизации экономической динамики в стране.
Последние тенденции изменения институциональных характеристик банковской системы Российской Федерации на региональном уровне говорят о снижении общей численности структурных подразделений. При этом продолжается экспансия крупных федеральных игроков на субъекты Федерации посредством оптимизации сети филиалов и дополнительных офисов. Эти процессы не влияют на активность банковского бизнеса в области кредитования населения и прочих банковских услуг. Тенденции нарастания кредитной задолженности физических лиц на фоне понижения реальных заработных плат в ряде регионов России грозят снижением уровня жизни. Одновременно с сокращением числа региональных офисов банками с иностранным участием происходит рост числа филиалов банков крупнейших российских брокеров финансового рынка за счет быстрого роста активности частных инвесторов на российском фондовом рынке.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
На протяжении всего постреформенного периода экономика России испытывала влияние кризисных процессов, которые существенным образом обусловливали угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов и ее финансовой составляющей. В то же время финансовые затруднения коммерческих организаций могут быть связаны не только с действием периодических кризисов и систематических рисков, но и с неэффективностью управления бизнес-процессами. В настоящей статье исследованы тенденции в изменении финансовых параметров деятельности организаций нефинансового сектора экономики, определены причины и следствия негативных изменений их финансового состояния, угрожающих экономической безопасности. Автором рассмотрена проблема дисбаланса, возникающего в отношениях между банками и коммерческими организациями – потенциальными и действующими заемщиками. Подконтрольность банковских структур Центробанку привела к сокращению коммерческих банков, реализующих высокорисковые операции. Неэффективная деятельность предприятий и организаций является фактически неподконтрольной и регулируется только институтом банкротства. Выявлена новая тенденция в деятельности крупных корпораций, которая заключается в отвлечении внеоборотных активов в долгосрочные финансовые вложения, при этом допускаются стратегические просчеты, связанные с возможностью инновационного развития.