Предварительные итоги 2022 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Адаптация или кризис?
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118
Аннотация
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022 г. осуществлялось в условиях массированного санкционного давления на отечественную экономику, существенных колебаний цен на мировых сырьевых рынках, радикального изменения хозяйственных логистических цепочек и роста потребности в бюджетных расходах. В январе – ноябре 2022 г. рост доходов региональных бюджетов лишь незначительно отставал от темпов инфляции. При этом в ряде регионов с существенной ролью черной металлургии и связанных с ней добывающих отраслей имело место выраженное сокращение налоговых поступлений в региональные бюджеты, а в некоторых случаях и в консолидированный бюджет страны. Поступления налога на прибыль организаций на протяжении года имело выраженную тенденцию к сокращению. Доходы бюджетов от НДФЛ играли стабилизирующую роль. Рост потребности в расходах региональных бюджетов выразился в опережающем их росте по сравнению с доходами. Результатом стал выраженный рост объемов государственного долга по сравнению с началом года. При этом сохранилась тенденция к замещению банковских кредитов и облигационных займов бюджетными кредитами. Бюджетные кредиты для некоторых регионов начинают играть роль инструментов компенсации вертикального финансового дисбаланса.
Об авторе
Л. Н. ЛыковаРоссия
Лыкова Людмила Никитична – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Шабельникова С.И. Основные подходы к реализации бюджетной политики в условиях санкционных ограничений // Федерализм. 2022. Т. 27. № 4. С. 87–106. DOI: https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-4-87-106
2. Ушкалова Д.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34–51.
3. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 52–67.
4. Сидоров М.А. Мониторинг экономики: ноябрь 2022 года // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27. № 1. С. 163–175. DOI: 10.15838/ptd.2023.1.123.10
5. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России. № 29. М., 2022. 17 с. DOI: 10.21686/atbns/3.2022
6. Краткая информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Минфин РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/statistics/subbud/execute/ (дата обращения: 10.02.2023).
7. Доклад «Социально-экономическое положение Российской Федерации. 2022 год». М. : ФСГС, 2023. 340 с.
8. Доклад «Социально-экономическое положение Российской Федерации. 2021 год». М. : ФСГС, 2022. 380 с.
9. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Форма №1-НМ в разрезе субъектов РФ // ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11912732/ (дата обращения: 02.02.2023).
10. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Форма №1-НОМ в разрезе субъектов РФ // ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11912732/ (дата обращения: 02.02.2023).
11. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).
12. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 апреля 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).
13. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).
14. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2023 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).
15. Букина И.С. Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2021. Т. 26. № 3 (103). С. 121–141. DOI: 10.21686/2073-1051-2021-3-121-141
16. Минакир П.А., Леонов С.Н. Государственный региональный долг: тенденции и особенности формирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. С. 26–41. DOI: 10.15838/esc.2019.4.64.2
17. Леонов С.Н. Состояние консолидированных бюджетов и динамика государственного долга Дальневосточных субъектов Российской Федерации // Известия Байкальского государственного Университета. 2020. Т. 30. № 3. С. 371–382. DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).371-382
18. Якунина А.В., Семернина Ю.В. Субфедеральные облигации как инструмент финансирования государственного долга регионов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 149–153.
Рецензия
Для цитирования:
Лыкова Л.Н. Предварительные итоги 2022 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Адаптация или кризис? Федерализм. 2023;28(1):99-118. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118
For citation:
Lykova L.N. Preliminary Results of 2022 for the Consolidated Budgets of the Subjects of the Russian Federation. Adaptation or Crisis? Federalism. 2023;28(1):99-118. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118