Распределение компетенции между уровнями публичной власти в современной России: практическое состояние и нормативное закрепление
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-5-30
Аннотация
Статья посвящена современному распределению компетенции между уровнями публичной власти в Российской Федерации. Автор сопоставляет фактически сложившуюся систему этого распределения с конституционными и законодательными положениями и приходит к заключению о существенных расхождениях между практикой и нормативными конструкциями. Наибольшие сомнения вызывают конституционные блоки ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, «остаточной» компетенции, не подвергавшиеся концептуальным изменениям в течение без малого тридцати лет. Проанализированы технические изменения, внесенные в последние годы в указанные компетенционные блоки, а также иные новации в распределении компетенции между уровнями публичной власти, связанные с конституционными преобразованиями 2020 г. и другими преобразованиями последних лет. На основании полученных выводов высказаны предложения по актуализации нормативной базы распределения компетенции между уровнями публичной власти.
Об авторе
И. В. ЛексинРоссия
Лексин Иван Владимирович – доктор юридических наук, заведующий кафедрой правовых основ
управления факультета государственного управления
Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, г. Москва, 119991
Список литературы
1. Пешин Н.Л. Территориальная организация публичной власти в границах федеральных территорий // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 7. С. 35–40.
2. Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы реализации конституционных нововведений // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 28–33.
3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. 5-е изд. М.: Норма: Инфра-М, 2014. 912 с.
4. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 736 с.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд. М.: Норма, 2007. 784 с.
6. Лексин И.В. Федерализм и регионализм в политико-правовой природе современной России // Федерализм. 2015. № 3. 115–126.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
8. Чертков А.Н. Оптимизация законодательного регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 35 с.
9. Кондрашев А.А. Централизация власти в России: конституционноправовые аспекты // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сборник материалов Международной научной конференции. 21–23 апреля 2015 г. / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. С. 68–71.
10. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 37–42.
11. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5. С. 5–12.
12. Чистяков С.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 1. С. 17–21.
13. Ханнанов Р.А. О некоторых критериях эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между Россией и ее субъектами // Российский юридический журнал. 1999. № 4 (24). С. 12–18.
14. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2007. 308 с.
15. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 280 с.
16. Чиркин В.Е. Российский федерализм в Евразии: элементы сравнительного анализа // Вопросы правоведения. 2011. № 1 (9). С. 8–24.
17. Цыремпилова Е.Б.-М. Порядок разграничения компетенции между Союзом и штатами в Австралии: конституционно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. Улан-Удэ, 2019. 192 с.
18. Безруков А.В. Разграничение компетенции между публично-территориальными образованиями в условиях федеративных преобразований // Современное право. 2010. № 12. С. 18–24.
19. Белкин А. О некоторых вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном устройстве // Право и жизнь. 1996. № 9. С. 39–49.
20. Leksin I., Seliverstov V. Concurrency of Powers in the Russian Federation // Studies in Territorial and Cultural Diversity Governance: Concurrent Powers in Federal Systems: Meaning, Making, Managing / edited by N. Steytler. Leiden; Boston: Brill Nijhoff, 2017. P. 164–206.
21. Нечаева Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 56–64.
22. Лексин И.В. Федеративное устройство современной Германии: проблемы и направления преобразований // Российский юридический журнал. 2009. № 5 (68). С. 121–133.
23. Лексин И.В. Государственное устройство России: некоторые проблемы юридической теории и практики // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 3 (88). С. 85–97.
24. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма, Инфра-М, 2020. 240 с.
25. Кондрашев А.А. Конституционные поправки – 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3–8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18–29.
26. Ветров Д.М. Остаточная компетенция субъектов РФ при договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектов РФ // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 2 (2). С. 36–42.
27. Лебедев В.А. Законотворческие полномочия субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 47–51.
28. Савенков А.Н., Чиркин В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. № 12. С. 18–29.
29. Сырых В.М. Теория государства и права. 5-е изд. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 704 с.
30. Солник С.Л. Федерация и регионы России: договорный процесс // Констит уционное право: восточноевропейское обозрение. 1995/1996. № 4(13)/1(14). С. 40–46.
31. Черепанов В.А. Особенности разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе федеративной реформы // Казанский федералист. 2006. № 1–2 (17–18). С. 71–80.
32. Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1. С. 153–162.
33. Васильева Н.В., Праскова С.В., Пятковская Ю.В. Конституционный статус федеральных территорий в России: теоретические основы законодательного регулирования // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 1. С. 124–140.
34. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. М.: Юриспруденция, 2005. 255 с.
35. Безруков А.В. Совершенствование взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. 134 с.
36. Прохоров А.В. Федерализм как форма территориальной организации власти в правовом государстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 28 с.
37. Миронов В.П., Югов А.А. О концепции реформирования административно-территориального устройства области в составе Российской Федерации (на примере Свердловской области) // Российский юридический журнал. 1995. № 4. С. 90–97.
38. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. № 4. С. 21–25.
39. Югов А.А. Публичная власть и территориальная основа ее функционирования: конституционные начала правового регулирования // Российский юридический журнал. 2004. № 1. С. 15–25.
40. Нарутто С.В. Конституционное разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 79–95.
41. Гриценко Е. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2 (69). С. 72–91.
42. Сергеев А.А. Разграничение полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 55–64.
43. Соловьев С.Г. Институт перераспределения полномочий – конец российского самоуправленческого фундаментализма // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11). С. 28–34.
44. Лексин И.В. Трансформация конституционной концепции: от местного самоуправления к государственному управлению на местном уровне // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 29. С. 1–9.
45. Габиева С.М., Физулаева Д.Ю. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти и субъектов Федерации как принцип российского федерализма // Закон и право. 2010. № 12. С. 21–23.
46. Безруков А.В. Разграничение компетенции между уровнями публичной власти: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 16. С. 8–12.
47. Зинченко Е.Ю. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 2. С. 15–17.
48. Лексин И.В. Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 10. С. 37–45.
Рецензия
Для цитирования:
Лексин И.В. Распределение компетенции между уровнями публичной власти в современной России: практическое состояние и нормативное закрепление. Федерализм. 2023;28(1):5-30. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-5-30
For citation:
Leksin I.V. Distribution of Jurisdiction Between the Orders Of Government in Contemporary Russia: Practical Situation and Normative Framework. Federalism. 2023;28(1):5-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-5-30