Preview

Федерализм

Расширенный поиск
№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-4

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ 

5-25 92
Аннотация

Замедление темпов экономического роста России до «ковидного кризиса», а также возможности восстановления роста и формирования его новой модели связывают с необходимостью преодоления структурных ограничений. Причем в планах восстановления российской экономики отмечается необходимость не только стимулирующей макроэкономической политики, но и осуществление структурных изменений посредством технологического обновления. Однако технологическая модернизация сильно зависит от сложившегося режима технологического развития текущей и перспективной потребности в новых технологиях. Реализация стратегии технологического развития страны нуждается в оценке сложившейся технологической структуры с измерением ее реакции на осуществляемые инвестиции в поддержку устаревающих и появление новых технологий. Различные секторы экономики и ее регионы, располагая различным набором технологий и их структурой, показывают отличающийся уровень технологичности, под которой понимается соотношение объема инновационной к неинновационной продукции. Чувствительность данного параметра к инвестициям в новые и устаревающие технологии также отличается, что не может не учитываться при формировании инвестиционной и технологической политики развития как отдельных регионов, так и России в целом. В настоящем исследовании получена  картина  структуры  технологической  динамики российской экономики с применением структурного и регрессионного анализа.  Показано,  что  технологическая  модернизация  предполагает и перемещение ресурсов в секторальном и региональном разрезе с целью элиминирования структурных и технологических диспропорций развития. Инвестиционная политика должна сводиться не только  к увеличению инвестиций, но и к управлению их структурой в привязке к замещению старых технологий, с тем чтобы выравнивать и повышать общую технологичность. Это потребует решения перспективной задачи повышения чувствительности технологичности к инвестициям в новые технологии. Данный подход в перспективе позволит выделять режимы регионального технологического развития, не только ранжируя регионы по уровню чувствительности к новым и старым технологиям, но и вырабатывая избирательный набор мер региональной политики.

26-41 97
Аннотация

Принятие Стратегии пространственного развития Российской Федерации стало новым этапом в развитии практики территориального стратегирования. Вместе с тем отсутствие терминологической четкости является одним из факторов, ограничивающих потенциальные возможности этого института. Так, устойчивость социально-экономического развития, так или иначе присутствующая в качестве основной цели в большинстве территориальных стратегий, ставит ряд вопросов. С учетом накопленного отечественного и мирового опыта выделяется несколько трактовок данного понятия: устойчивость  как  стабильные темпы экономического роста; устойчивость как концепция, разработанная в ООН, требующая равновесного учета экологической, социальной и экономической составляющих общественного развития; устойчивость к противостоянию различным вызовам и шокам. В представленной статье сделана попытка очертить основные проблемы, встающие в связи с отсутствием четкости в «разведении» этих понятий. В мировой научной литературе и практике территориальный потенциал противодействия бедствиям уже давно описывается понятием «резилиентность», содержание которого рассмотрено в работе.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 

42-67 82
Аннотация

Негативные изменения социально-экономической ситуации, обусловленные пандемией COVID-19, невозможно быстро преодолеть. Шоки будут проявляться на продолжительном временном отрезке, а проверке подвернутся все участники рынка. В этой ситуации особенно важны не только решения, направленные на обеспечение текущей социально-экономической стабильности, но и выход за рамки удовлетворения неотложных потребностей, настраивание в субъектах Российской Федерации реализации долгосрочной политики энергичного и устойчивого восстановления экономики с учетом новых  вызовов.  Текущая  пандемия уже серьезно сказалась на изменении покупательского поведения в регионах России, поэтому оперативность анализа в современных условиях особенно важна. Данная статья представляет собой первый срез оценки спроса на региональном рынке товаров повседневного спроса на фоне пандемии COVID-19. В исследовании оцениваются факторные связи  между  объемами  потребления  товаров  первой  необходимости и количеством больных COVID-19 в Российской Федерации по нескольким товарным категориям.

68-89 78
Аннотация

Инновационная  деятельность  воплощает  в  себе  интегративные и ассоциативные  черты  экономического  пространства,  поскольку ее реализация предполагает взаимодействие новаторов, инноваторов и государства, встроенное в инновационный цикл. В статье рассматриваются теоретико-методические аспекты пространственного развития инновационной сферы российской экономики в макрорегиональном и региональном разрезе. Акцентировано внимание на отличительных особенностях пространственного подхода к экономическим исследованиям. Для обоснования структурных и динамических тенденций в инновационном пространстве федеральных округов применены традиционные свойства, характерные для экономического пространства: плотность, структура, концентрированность, конвергентность и связанность. Аналитические расчеты подтвердили высокую степень дифференциации развития макрорегионов и регионов по всем ключевым показателям инновационной деятельности. Основной вывод заключается в  том, что сложившиеся за последнее десятилетие тенденции пространственной неравномерности инновационного развития территорий имеют устойчивый характер, обусловленный государственной научно-технической политикой и бюджетными возможностями. Учитывая международный опыт, к одному из эффективных способов преодоления разрывов во взаимодействии основных участников инновационного процесса и выравнивания пространственной  неоднородности регионов следует отнести развитие национальных инновационных сетей.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 

90-106 71
Аннотация

В настоящее время органы местного самоуправления не в состоянии реализовывать свой культурный мандат ни с точки зрения своего функционала, ни в контексте необходимых для этого объемов финансирования, ни с позиций масштаба и важности задач, связанных с развитием культуры. В статье рассматривается проблема дееспособности органов местного самоуправления в решении культурной повестки по содержанию сети муниципальных учреждений культуры и обеспечению доступности культурных благ для широких слоев населения. Действия государства на протяжении последних трех десятилетий свидетельствуют о реализации в России крайне недружественных по отношению к сфере культуры управленческих решений. Во-первых, речь идет о реформе бюджетного сектора, ознаменовавшейся оптимизацией, унификацией и коммерциализацией учреждений культуры и сокращением численности занятых. Во-вторых, в рамках реформы местного самоуправления вся полнота ответственности за функционирование так называемого низового звена культуры общедоступных библиотек, культурно-досуговых учреждений, местных краеведческих музеев и детских школ искусств была переложена на муниципальный уровень без доведения необходимого объема бюджетного финансирования. Ситуацию усугубляют накопившиеся социально-экономические проблемы муниципальных образований, которые рикошетом бьют по сфере культуры. Выход из замкнутого круга видится в пересмотре с последующим четким определением зоны ответственности органов местного самоуправления в области культуры и гарантированном финансировании в полном объеме закрепленных полномочий.

197-126 146
Аннотация

Внесение в конституцию Российской Федерации масштабных изменений актуализирует дискуссию о направлениях развития российского законодательства о местном самоуправлении. В статье рассматривается социально-правовая природа российского местного самоуправления, обосновывается вывод о его дуальности (уровень публичной власти и институт гражданского общества), анализируется место и роль местного самоуправления в единой системе публичной власти. Автор приходит к выводу, что целью дальнейшего совершенствования законодательства о местном самоуправлении следует признать повышение эффективности местного самоуправления в двух направлениях: в решении вопросов местного значения и выполнении других публичных функций (операционная эффективность), а также в удовлетворении запроса граждан на непосредственное участие в управлении общими делами (социальная эффективность). Исходя из указанной цели, анализируются возможные сценарии развития законодательства о местном самоуправлении в двух аспектах: муниципально-территориальное устройство и компетенция местного самоуправления.

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ 

127-140 89
Аннотация

Отечественная экономика, как неоднократно признавалось на самом высшем уровне, являлась и до сих пор является более ориентированной на экспорт сырья, чем на развитие обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных предприятий. В стране имеются значительные нерешенные институциональные проблемы: низкая эффективность бюрократического аппарата, относительно высокий уровень коррупции, сложности с защитой частной собственности и обеспечением исполнения договоров. С точки зрения легкости ведения бизнеса и привлекательности для иностранных инвесторов Россия находится в достаточно невыгодном положении. В подобных условиях критически важно сформировать национальную базу инновационной активности в цифровой экономике, разработать и внедрить достижения новой технологической парадигмы. В статье анализируется комплекс теоретических аспектов обеспечения национальной экономической безопасности в условиях технологического отставания: место и значение России в текущих геоэкономических процессах, каналы влияния антироссийских санкций и оценка их последствий для экономики России, соперничество России и ведущих стран мира в обеспечении эффективного инновационного развития отечественной экономики.

141-156 193
Аннотация

Проблема изменения климата является глобальным вызовом XXI в. всему человечеству. Однако, несмотря принятие Парижского климатического соглашения, которое призвано синхронизировать действия различных стран, отдельные страны или группы стран встают на путь получения односторонних преференций под предлогом выполнения обязательств, предусмотренных соглашением. В статье рассматриваются возможности использования механизмов Парижского климатического соглашения с наибольшей эффективностью для экономики и экологии России в увязке с задачами по сохранению и восстановлению лесов. Дается анализ вызовов и рисков, с которыми может столкнуться Россия в случае отсутствия собственной системы регулирования парниковых газов на фоне декларируемой и внедряемой в ряде стран политики достижения нулевого выброса парниковых газов. Рассматриваются пути использования в полной мере возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем России в увязке с целями Парижского климатического соглашения. Речь идет о потенциальных эффектах для российской экономики в виде внутренних инвестиций в лесные проекты по поглощению СО2 при одновременном увеличении конкурентоспособности российской экспортной продукции в условиях введения протекционистских мер со стороны отдельных стран под предлогом перехода к «климатической нейтральности».

157-172 79
Аннотация

Сложившаяся в Китае модель государственного регулирования позволила ей занять особое место в современном процессе переформатирования системы международных экономических отношений. Эта модель, основанная на сочетании стратегического и индикативного планирования, рыночной конкуренции и целевого кредитования значимых государственных проектов, обеспечивает не только рост потребления, но и развитие инвестиционных платформ, направленных на сокращение рисков, создание институтов социального предпринимательства и пр. Укрепление экономического взаимодействия между Китаем и Российской Федерацией является важнейшим фактором как решения внутренних проблем обоих государств, так и укрепления стабильности во всем дальневосточном регионе. В статье анализируются проблемы российско-китайского сотрудничества, связанные с увеличением финансовых потоков между двумя странами, взаимного инвестирования, недостатком существующих двусторонних эффективных и надежных расчетных каналов, платежных систем и др. В целом укрепление взаимодействия России и Китая является важнейшей составляющей структурной модернизации отечественной экономики.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

172-188 107
Аннотация

Грамотное сочетание государственной региональной политики федерального Центра США с рыночными регуляторами позволило стране добиться передовых результатов в инновационной деятельности. При этом региональный аспект пространственной организации инноваций в рамках региональных инновационных систем США, ставший предметом настоящего исследования, в значительной мере характеризуется влиянием конкретных организационноерриториальных форм, в рамках которых реализуются те или иные инструменты государственной региональной инновационной политики. В работе выявлены основные «центр-периферийные» тенденции инновационной деятельности (на уровне статистических районов США), сложившиеся под влиянием государственной региональной политики США на развитие указанных систем. Выявлена в целом однозначная по направленности, но имеющая региональные различия зависимость между уровнем инновационного развития территорий и активностью госрегулирования инновационной деятельности.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ 

189-199 85
Аннотация

В условиях интенсивных технологических изменений особую актуальность приобретают вопросы выделения наиболее востребованных профессий, в т.ч. рабочих и специалистов среднего звена, для определения приоритетов в профессиональном образовании. В статье представлены результаты исследования опыта применения в регионах списка 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования. Установлено, что наиболее часто в регионах список топ-50 применяется в целях определения профессий для осуществления СПО и профессионального обучения, формирования контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации и определения направлений развития СПО региона. Список топ-50 является основой формирования региональных списков наиболее востребованных профессий оп-регион), отвечающих запросам региональных рынков труда. Это определяет необходимость регулярного (один раз в три года) обновления указанных списков. По результатам исследования сформированы предложения по формированию списков востребованных профессий, которые были учтены при подготовке обновленного списка топ-50.

200-218 122
Аннотация

В условиях экономического кризиса, вызванного мировой пандемией и падением цен на углеводороды, консолидированные бюджеты ряда субъектов Российской Федерации испытывают серьезные проблемы. Зависимость региональных бюджетов от поступлений налога на прибыль организаций, наиболее волатильного в кризисных условиях, ставит под вопрос их способность профинансировать резко возрастающие в условиях кризиса потребности. В современных условиях наиболее серьезные потери доходов понесли субъекты с высокой долей поступлений от налога на прибыль организаций, чья экономика в значительной мере базируется на добывающей промышленности, металлургии, а также на торговле и транспорте. Наиболее активные в экономическом отношении субъекты Федерации с выраженной зависимостью собственных налоговых доходов от экономики региона, а последней от мировой экономической конъюнктуры, испытывают существенно большие сложности, чем пассивные регионы, ориентирующиеся на межбюджетные трансферты. Кризис 2020 г. в очередной раз ставит на повестку дня вопрос о необходимости пересмотра сложившейся модели распределения налоговых полномочий, порядка формирования доходов бюджетов российской бюджетной системы и модели межбюджетных отношений в целом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)