Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Правовое неравенство субъектов Российской Федерации и проблемы обеспечения единства правового пространства

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-2-5-30

Аннотация

Одновременно  с эволюцией  современного российского  государства  развиваются и федеративные  отношения.  Начиная  с 2000 г., одной из первоочередных задач государственного  развития стало обеспечение единства   российского   государства.   Данная   задача  реализовывалась через формирование  единой  правовой  системы, обеспечение  единства системы публичной  власти, единства  статуса  личности  на всей территории   государства,  суверенитета  и  государственной  целостности Российской  Федерации, верховенства Конституции России  и федеральных  законов  на  всей  ее территории, единства  экономического пространства. В конституционно-правовую материю устойчиво  вошло понятие  «единство  правового  пространства», изучению  которого  посвящено  немало  теоретических исследований. Не меньше существует и практических  исследований, отображающих  результаты  проводимой работы по обеспечению в России единства  правового пространства. Проведение  такой  политики невозможно  без обеспечения  подлинного правового равенства  регионов, составляющих Российскую  Федерацию. Разнообразный и многочисленный  состав субъектов Российской Федерации,  многообразие  их  интересов,  факторов   правотворческой и правоприменительной практики  породили  многоаспектное явление, заключающееся в наличии  у субъектов  разных  прав  (возможностей), реализуемых  в сфере правотворчества (при наличии единообразно установленных их  предметов  ведения  и полномочий), на которые  по-разному реагирует федеральный центр. Наличие  такой практики свидетельствует о нарушении  принципа  равноправия субъектов Российской Федерации  между  собой  (ч.  1 ст.  5 Конституции России)  и  в  отношениях  с федеральными  органами  государственной власти  (ч. 5 ст. 5 Конституции России).  Такой  взгляд (подход) в исследованиях на правовое равенство  субъектов Российской  Федерации  и обеспечение единства правового  пространства является  новаторским. В статье  раскрывается глубина  различий, причины  и мотивы  возникновения таких  примеров, а также  предлагается механизм  их  урегулирования, основанный на использовании многочисленных  практических примеров, в т.ч. на опыте автора.

Об авторе

И. С. Андреечев
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
Россия

Андреечев Игорь Сергеевич - заместитель руководителя администрации – директор правового департамента.

пр.  Троицкий, д. 49, Архангельск, 163004.



Список литературы

1. Кириенко Г.С. Некоторые проблемы реализации принципов российского федерализма: теория и практика // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 8. С. 45–47.

2. Братко Т.Д. Основные проблемы обеспечения самостоятельности субъектов федераций в сфере формирования бюджетных доходов // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 3. С. 40–51.

3. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 56–67.

4. Политова И.П., Городилов А.А. К вопросу развития договорной основы федерализма в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 20–24.

5. Чаннов С.Е. Экономическое неравенство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в контексте обеспечения конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 30–41.

6. Крусс В.И. Институт субфедерального законотворчества в Российской Федерации: состоятельность и перспективы конституционной модернизации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 45–54.

7. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2010.

8. Хлопушин С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 42–47.

9. Малый А.Ф. О равноправии субъектов Российской Федерации и критериях его проявления // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 51–54.

10. Лексин И.В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 35. Декабрь 2012 г. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/35_2012leksin.htm

11. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 4. С. 80–97.

12. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. 496 с.

13. БыковС.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 28 с.

14. Гулягин А.Ю. Административный мандат органов юстиции в сфере обеспечения единства правового пространства // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 27–33.

15. Анненкова В.Г. Правовое пространство современной России: понятие, структура и механизм обеспечения единства // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С. 22–23.

16. Артамонов А.Н. Мониторинг законодательства как способ обеспечения единства правового пространства // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 80–86.


Рецензия

Для цитирования:


Андреечев И.С. Правовое неравенство субъектов Российской Федерации и проблемы обеспечения единства правового пространства. Федерализм. 2022;27(2):5-30. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-2-5-30

For citation:


Andreеchev I.S. Legal Inequality of the Subjects of the Russian Federation and the Problems of Ensuring the Unity of the Legal Space. Federalism. 2022;27(2):5-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-2-5-30

Просмотров: 1085


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)