РЕГИОНЫ И ЦЕНТР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вместе с развитием индустрии спорта и ее коммерциализацией все большую актуальность приобретает повышение эффективности деятельности ее субъектов. Однако помимо экономической эффективности индустрии спорта следует иметь в виду социальные и спортивные результаты деятельности. Автором статьи эффективность данной сферы рассматривается с позиции не только характеристики объема доходов, затрат и прибыли, но и с позиции оценки показателей, отражающих спортивные достижения, а также эффектов, оказываемых на уровень жизни населения, здравоохранение, производительность труда, преступность и т.д. Отдельный акцент сделан на оценку эффективности развития спорта на региональном уровне.
ВОПРОСЫ ПРАВА
Союзное государство Беларуси и России — старейшее из ныне действующих интеграционных объединений на евразийском пространстве. Названное государство, несомненно, является одной из «фундаментальных опор» формирующейся архитектуры евразийской интеграции. За 20 лет своего существования Союзным государством проделана огромная работа на пути единения народов Беларуси и России, и еще больше предстоит сделать. В статье особое внимание уделено правовой сфере сотрудничества двух стран — членов Союзного государства. Проведенный анализ позволил выявить как положительные результаты сотрудничества, так и проблемные вопросы. В статье предлагаются возможные пути преодоления существующих проблем.
Финансовое обеспечение взаимного делегирования государственных (муниципальных) полномочий субъектов публичной власти представляет собой важнейший правовой институт бюджетного федерализма. Одним из методов, который используется для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении ими переданных государственных полномочий Российской Федерации, является метод отчислений. Однако в настоящее время этот метод является скорее исключением из правила. На примере использования данного метода в сфере образования автор пришел к выводу о возможности расширения областей его применения. В статье содержатся предложения по изменению законодательства, направленные на детальную правовую регламентацию метода отчислений.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Нормативно-правовая база российского местного самоуправления основана на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. В статье рассматривается исторический аспект формирования системы местного самоуправления, ее правовых гарантий на законодательном уровне. Несмотря на развитие федерального законодательства, в вопросах местного самоуправления остается множество нерешенных проблем финансово-экономического, кадрового и нормативно-правового характера. На основе проведенного анализа ключевых проблем в деятельности органов местного самоуправления сформулированы основные направления расширения участия населения в решении вопросов местного значения.
В 90-е гг. конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти в Кузбассе стал тормозом в развитии местного самоуправления. С его преодолением в начале 2000-х гг. была создана полноценная законодательная база и сформирована сама система местного самоуправления. Слаженные действия всех уровней власти позволили Кузбассу выйти из затяжного и глубокого кризиса. Не выходя за рамки федерального законодательства, власти Кемеровской области спроектировали особую модель местного самоуправления. Эта модель обеспечивала последовательное реформирование местного самоуправления. При этом, с одной стороны, органам местного самоуправления законодательно была предоставлена самостоятельность, с другой — полностью сохранился контроль региональной исполнительной власти над всеми процессами в регионе, в т.ч. и по предметам ведения местного самоуправления.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
Резкое падение цен на нефть в конце 2014 г., значительная девальвация рубля, ужесточение экономических санкций на практике доказали справедливость позиции экспертов относительно опасности роста зависимости экономики России от экспорта сырья и импорта технологий. Выявившаяся в последние годы глубина данной зависимости оказалась запредельной. Существует реальная опасность приостановки ряда производств, на которых делалась ставка при модернизации региональных экономик. В этих условиях очевидна потребность в новой стратегии социально-экономического развития, прежде всего отечественной промышленности. И одним из ее базовых блоков здесь должны выступить региональные стратегии модернизации. Это потребует оценки ресурсов, которыми обладают для решения данной задачи субъекты РФ, и характеристики трендов развития их экономик. Ответу на последний вопрос посвящена предлагаемая статья.
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Принятие Федерального закона № 172-ФЗ о стратегическом планировании дало мощный стимул дальнейшей активизации работы по формированию стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации. Особенностью этих стратегий ныне выступает особое внимание к институциональным условиям развития экономики регионов, к обоснованию тех институтов и инструментов, которые на деле позволяют реализовать приоритеты региональных стратегий. Особое значение уделяется интеграции в региональные стратегии механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для достижения приоритетных целей хозяйственного и социального развития территорий. Однако говорить сегодня о полноценной практике стратегирования ГЧП на региональном уровне было бы преждевременно. Реально наличествует целый ряд ограничений, не позволяющих субъектам РФ закрепить в своих стратегиях долговременное предвидение масштабов и конкретных направлений использования ГЧП в хозяйственном и социальном развитии территорий.
С началом Первой мировой войны смоленская полиция и жандармерия столкнулись с активизацией революционных и антивоенных элементов в обществе. Военное положение использовали в своих интересах не только революционные организации, но и разведка противника. Массовая агитация и пропаганда в тылу русской армии позволили не только получать разведывательные сведения, но также дестабилизировать состояние русских войск на фронте и в тылу. Активность революционной пропаганды позволила достичь поставленных целей в виде подрыва боеспособности русских войск и массовой сдачи солдат в плен.
Отмена крепостного права привела в т.ч. к необходимости реформирования судебной системы. Именно в этот период формируется институт мировых судей. В статье рассматриваются особенности социального состава мировых судей Смоленской губернии во второй половине XIX в. Успешная деятельность мировых судов обусловлена эффективной кадровой политикой земств и выборным, демократическим началом. Показан имущественный и образовательный уровень участковых и почетных мировых судей. Прослеживается преобладание среднепоместного дворянства в обеспечении кадрами мировой юстиции.