РЕГИОНЫ И ЦЕНТР
Динамика развития и структура экономики российских регионов рассматриваются в статье на основе данных по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций в 2019 и 2020 гг., а также индексам промышленного производства; используется метод «сдвиг и доля». Показывается, что, как и во все предшествующие кризисы, отраслевая структура экономики регионов была значимым фактором их экономической динамики. Несмотря на специфику вызванного пандемией COVID-19 кризиса (максимальные темпы спада в отдельных видах услуг и добыче топливноэнергетических ресурсов; напротив, значимый рост в здравоохранении, производстве лекарств и медицинских материалов, IT-секторе), в 2020 г. проявились типичные для всех экономических кризисов закономерности. Это – позитивное влияние на экономическую динамику регионов высокой степени диверсификации экономики и наличия высокотехнологичных производств, высококвалифицированных кадров; в результате в экономически развитых регионах ограничения в отдельных видах услуг были смягчены активным внедрением цифровых технологий, в ряде случаев даже компенсированы динамичным развитием других секторов. Проявились и традиционные различия между испытывающим сильный спад производством товаров длительного пользования и относительно стабильным в кризис производством товаров повседневного спроса.
Потребность в трансформации социально-экономической политики в направлении повышения ее эффективности предполагает особое внимание федерального центра и экспертного сообщества к Дальнему Востоку, региону, обладающему значительным потенциалом экономического роста. В статье через призму исторических событий рассматривается место Дальнего Востока в мировой экономике в рамках сложившейся к настоящему времени системы международных политических, внешнеторговых и финансовых отношений на фоне снижения уровня доверия в этих сферах, что во многом зависит от чрезмерной зарегулированности наиболее значимых региональных образований и ужесточения различного рода санкций со стороны наиболее развитых государств. Обосновывается причина поворота России на восток. Подробно анализируются исторические вехи освоения и развития Дальнего Востока за 300 -летний период и его потенциал, место в хозяйственной деятельности Российской Федерации и ее внешнеэкономических связях. Приведены примеры, в определенной степени подтверждающие наметившийся переход от чисто дотационной политики прошлых десятилетий к инвестиционной стратегии будущего развития региона. Обозначены оптимальные формы и механизмы взаимодействия, направленные на улучшение инвестиционного климата, развитие транспортной, энергетической, промышленной и туристической инфраструктуры, а также на обеспечение высокого уровня экологической безопасности региона.
Сложность проведения региональной политики в федеративных государствах, обусловленная, с одной стороны, многообразием регионов и их особенностей, с другой – наличием нескольких уровней ее проведения, определяет актуальность исследований, посвященных изучению данного инструмента государственного управления. В статье предложен подход, позволяющий дифференцировать цели региональной социально-экономической политики по ее уровням. Конкретизирован состав и разработана иерархия целей региональной социально-экономической политики России. Обосновано, что в современных условиях приоритетной целью региональной политики федерального центра должно стать обеспечение целостности и экономической безопасности государства в части регионального развития, региональной политики субъектов Федерации, достижения позитивной динамики качества жизни населения региона. Показано, что в обозримой перспективе проблема сглаживания межрегионального неравенства и обеспечения на этой основе сбалансированного социально-экономического развития страны и регионов будет сохранять статус стратегической цели государственной региональной социально-экономической политики в Российской Федерации. Реализация представленного подхода к целеполаганию в практике государственного управления будет способствовать формированию результативной региональной политики как важнейшего условия сбалансированного пространственного развития Российской Федерации.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Стресс-тестирование как эффективный метод риск-менеджмента и антикризисного управления может служить в качестве действенного инструмента прогнозирования финансовой устойчивости, в т.ч. и при воздействии ESG-рисков для компаний различных отраслей, работающих на территории субъектов Российской Федерации. В статье рассмотрен подход к разработке алгоритма стресс-тестирования для металлургической отрасли. На первом этапе рассмотрено текущее состояние металлургической отрасли и наблюдаемые аналитиками тренды дальнейшего развития, проанализированы крупнейшие отечественные представители металлургии и выделены их ключевые цели и затраты на экологические проекты. Далее представлены отраслевые риск-драйверы для организаций, ведущих бизнес в металлургической отрасли. После выявления риск-драйверов представлен подход к проведению оценки влияния идентифицируемых ESG-рисков, затем сформулирован алгоритм оценки влияния ESG-рисков на финансовый поток деятельности компании российской металлургической отрасли и представлена схема проведения ESG-стресс-тестирования для металлургической компании. В заключении исследования обозначены различные математические модели, которые могут быть использованы для совершенствования прогноза влияния ESG-факторов, приведены ключевые сложности, которые предстоит разрешить для развития системы управления ESG-рисками и повышения ESG-культуры в бизнес-сообществе в целом, а также обобщены преимущества стресс-тестирования ESG-рисков, которые могут быть использованы для целого перечня различных управленческих и методологических действий.
Стратегическое планирование развития обрабатывающих производств Российской Федерации должно базироваться на результатах комплексного анализа существующего уровня промышленного развития региональных и национальной экономик, перспектив и механизмов развития промышленного потенциала, включая определение отраслевой специфики промышленности субъектов Федерации, плановых статистических показателей в части роста объемов высокотехнологичной продукции и с учетом реализации программ импортозамещения. В статье рассматривается современное состояние стратегического планирования в практике обрабатывающих производств Российской Федерации. Приведен обзор основных направлений государственной промышленной политики в отношении обрабатывающих производств в сфере стратегического планирования, а также рассмотрены ключевые вызовы и возможности для развития данной деятельности в России; на основе статистической отчетности оценивается состояние обрабатывающей промышленности на национальном уровне. Рассматриваются предложения по расширению присутствия на российском рынке продукции обрабатывающих производств по программам импортозамещения и прогнозируются перспективы и необходимые условия для развития обрабатывающих производств до 2024 г. и на период до 2035 г.
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
В I полугодии 2021 г. на фоне позитивных тенденций в экономике выраженно росли доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Наиболее значительно увеличились поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В большинстве субъектов рост доходов в текущем году компенсировал прошлогоднее падение. Но в ряде регионов, экономика которых имеет сырьевую ориентацию, показатели предкризисного 2019 г. пока не превышены. Общая сумма трансфертов из федерального бюджета осталась практически на уровне 2020 г. В то же время существенно изменилась структура этой помощи. Сократились поступления дотаций и существенно увеличились поступления субсидий. Рост расходов субфедеральных бюджетов отстает от динамики доходов, обеспечивая выраженный бюджетный профицит. Основными направлениями расходования средств остаются социальная политика, образование и национальная экономика. Существенную часть прироста расходов на социальную политику обеспечивают федеральные субсидии. Высокие темпы роста расходов на национальную экономику в значительной мере обеспечивает один субъект Российской Федерации – г. Москва. Расходы на здравоохранение, которые в 2020 г. росли опережающими темпами, в текущем году сократились, но остались выше показателей предкризисного 2019 г. При том что в целом по всем субъектам Федерации консолидированные бюджеты по итогам полугодия были исполнены с профицитом, в целом ряде регионов имеет место бюджетный дефицит. В ряде регионов значения профицита оказались весьма значительными вследствие роста доходов, который не был спрогнозирован.
Рост региональных долгов продуцирует риски как на уровне субъекта Российской Федерации, так и в сфере межбюджетных отношений. В статье показано, что при невысокой в среднем долговой нагрузке на общерегиональном уровне, субъекты Федерации сильно дифференцированы по уровню долга, и даже при снижении общей задолженности растет вариация долговой нагрузки. На основе кластерного анализа были выделены четыре группы субъектов в зависимости от колебаний долговой нагрузки и удельного веса социальных расходов. Делается вывод, что уровень долговой нагрузки и ее динамика объясняются как социально-экономическими факторами развития региона, так и качеством бюджетного управления в конкретном субъекте Федерации. Соответственно порядок распределения межбюджетных трансфертов и бюджетные правила должны быть согласованы с учетом объективных взаимосвязей и институциональных эффектов.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Официально признано, что демократии в Соединенных Штатах Америки уже более двухсот лет. В течение длительного времени она считалась, безусловно, наиболее прогрессивной и эталонной для всего мира. Однако в последнее время все настойчивее звучат сомнения относительно того, а действительно ли США – демократическое государство? В настоящей статье рассматриваются различные аспекты демократического устройства государства, в т.ч. теоретические, исторические и правовые, а также современная политическая ситуация в Соединенных Штатах. На основе анализа избирательного законодательства США и работы американской избирательной системы делается вывод о том, что, с одной стороны, гражданам страны не гарантирована реализация их активного и пассивного избирательного права, а с другой – ключевые законы и политические решения принимаются без опоры на мнение граждан страны, что не позволяет относить такой способ управления страной к однозначно демократическим. Особенно много критики вызывают выборы президента США 2020 г. с их многочисленными нарушениями и массовыми беспорядками. Во многом такая ситуация в американской избирательной системе объясняется ориентацией отцов-основателей Соединенных Штатов не на обеспечение демократического управления страной, а на укрепление американского федерализма, что и отразилось на сложности и архаичности избирательной системы. Все это позволяет сделать вывод о том, что ни формально-конституционно, ни фактически США не являются демократией. Исторически сложившаяся в США система власти наиболее точно описывается термином «олигархия», что порождает ряд как политических, так и конституционно-правовых последствий.
За последние 70 лет человеческий капитал, являющийся важнейшим фактором инновационного процесса и инновационной активности в США, приобрел пространственные формы, соответствующие территориальным инновационным системам. Под влиянием инструментов государственной региональной инновационной политики регионализация развития человеческого капитала в США прошла собственный эволюционный путь, диалектически сопряженный с циклическими процессами социально-экономического и технологического развития общества. Выявленные на основе системного и эволюционного подходов тенденции регионализации человеческого капитала раскрывают предметно-объектную сущность исследования. Исследованный в работе феномен регионализации развития человеческого капитала отражается в динамике среднегодовых темпов роста под влиянием однозначного по своей направленности, но имеющего субрегиональные различия инструментария избирательного выравнивания и проактивной региональной инновационной политики, а также различия на уровне ведущих штатов США.
В Китае, как и в других странах, ESG-факторы становятся все более важными в рамках инвестиционного дискурса, в частности отчетности публичных компаний. Однако если фактор E (экологический) активно обсуждается как внутри таких компаний, так и в китайском правительстве в рамках политики по декарбонизации экономки, то отчетность по факторам S (социальный) и G (управленческий) находится в зачаточном состоянии. Необходимо учитывать, что китайский частный сектор находится в связке с официальной риторикой китайского правительства, а разница в восприятии социальных и управленческих факторов китайским бизнесом и западными компаниями обусловливает несоответствие китайской отчетности западным стандартам. В данной статье анализируется использование ESG-принципов китайскими компаниями, влияние декарбонизации на китайскую инициативу «Один пояс, один путь», а также международное сотрудничество КНР по фактору декарбонизации и использования ESG-принципов.