Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-3-121-141
Аннотация
Рост региональных долгов продуцирует риски как на уровне субъекта Российской Федерации, так и в сфере межбюджетных отношений. В статье показано, что при невысокой в среднем долговой нагрузке на общерегиональном уровне, субъекты Федерации сильно дифференцированы по уровню долга, и даже при снижении общей задолженности растет вариация долговой нагрузки. На основе кластерного анализа были выделены четыре группы субъектов в зависимости от колебаний долговой нагрузки и удельного веса социальных расходов. Делается вывод, что уровень долговой нагрузки и ее динамика объясняются как социально-экономическими факторами развития региона, так и качеством бюджетного управления в конкретном субъекте Федерации. Соответственно порядок распределения межбюджетных трансфертов и бюджетные правила должны быть согласованы с учетом объективных взаимосвязей и институциональных эффектов.
Об авторе
И. С. БукинаРоссия
Букина Ирина Сергеевна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Нахимовский пр-т, д. 32, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Sargent T., Wallace N. Some Unpleasant Monetarist Arithmetic // Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review. 1981. No. 3. P. 1–17.
2. Von Hagen J. Fiscal Federalism: Public Goods, Transfers, and Common Pools // Cyprus Economic Policy Review. 2016. Vol. 10. No. 2. P. 41–75.
3. Olson M. Jr. The Principle of “Fiscal Equivalence”: The Division of Responsibilities among Different Levels of Government // The American Economic Review. Vol. 59. No. 2. Papers and Proceedings of the Eighty-first Annual Meeting of the American Economic Association. 1969. P. 479–487.
4. Singh R., Plekhanov A. How Should Subnational Government Borrowing Be Regulated? Some Cross-Country Empirical Evidence. 2005. No. 05/54. 34 p. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2005/wp0554.pdf
5. Кудрин А.Л., Дерюгин А.Н. Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и российский опыт // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 1. С. 8–35.
6. Буклемишев О.В., Михайлов Д. Л., Соловьев В.В., Фетисов И.Г. Эффективность законодательных ограничений долговой нагрузки регионов России // Финансовый журнал. 2018. № 3. С. 34–48.
7. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов // Федеральное казначейство. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyebyudzhety-subektov (дата обращения: 26.07.2021).
8. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2018 год // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=120031raspredelenie_dotatsii_na_vyravnivanie_byudzhetnoi_obespechennosti_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_2018_god (дата обращения: 26.07.2021).
9. Андряков А.Д. Сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов в 2008–2016 гг. // Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 25–39.
10. Мамедов А.А., Авксентьев Н.А. Региональный и муниципальный долг субъектов Российской Федерации: ретроспективный анализ и перспективы // Финансовый журнал. 2014. № 14. С. 66–80.
11. Reinhart C.M., Rogoff K.S. Growth in a Time of Debt // American Economic Review. 2010. Vol. 100. No. 2. P. 573–78.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистические сборники за 2005–2020 гг. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 26.07.2021).
13. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 73–81.
Рецензия
Для цитирования:
Букина И.С. Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации. Федерализм. 2021;26(3):121-141. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-3-121-141
For citation:
Bukina I.S. Debt Burden of the Subjects of the Russian Federation. Federalism. 2021;26(3):121-141. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-3-121-141