ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АРКТИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты программно-целевого управления и особенности его применения для экономического развития Арктической зоны. Возможности методологии программно-целевого управления в полной мере реализуются только в случае четкого понимания ожидаемых результатов, корректного определения целей и задач, а также необходимых ресурсов. В противном случае метод приводит к неэффективному расходованию времени и средств. Анализ действующей редакции государственной программы «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Арктическая программа) показал, что планируемые к достижению индикаторы не соответствуют целям и задачам Программы. Предполагалось, что конкретизация мероприятий и выделяемых на эти цели финансовых ресурсов обозначена в трех подпрограммах, которые по логике документа призваны обеспечить решение задач Арктической программы в рамках реализации главной цели. Однако исследование подпрограммы формирования опорных зон показало отсутствие конкретных механизмов развития этого института, а анализ подпрограммы развития Северного морского пути выявил недостаток механизмов решения задачи увеличения грузопотоков. В части реализации подпрограммы создания оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения нет ответов на вопрос о ее роли в экономическом развитии Арктики. Авторами сделан вывод о сугубо ведомственной направленности Арктической программы.
Об авторах
Д. О. ЕлисеевРоссия
ЕЛИСЕЕВ Дмитрий Олегович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
ул. Театральная, д. 8-а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000
Ю. В. Наумова
Россия
НАУМОВА Юлия Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, г. Москва, 119333
Список литературы
1. Российская Арктика: современная парадигма развития / под ред. акад. А.Т. Татаркина. СПб.: Нестор-История, 2014.
2. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: Инфра-М, 2002.
3. Комков Н.И. Потенциальные возможности программно-целевого управления и условия их использования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 4—17.
4. Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 10—18.
5. ВРП по субъектам РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
6. Рукша В.В., Белкин М.С., Смирнов А.А., Арутюнян В.Г. Структура и динамика грузоперевозок по северному морскому пути: история, настоящее и перспективы // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4 (20). С. 104—110.
7. Попков Ю., Швецов А., Наумова Ю. Транспортно-морской потенциал арктического региона: условия и риски использования // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 11. С. 68—76.
8. Елисеев Д. Глобальные климатические изменения и развитие международного транзита по Cеверному морскому пути // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 45—56.
9. Полярные станции российского сектора Арктики. URL: https://geographyofrussia.com/polyarnye-stancii-rossijskogo-sektora-arktiki/
Для цитирования:
Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АРКТИКИ. Федерализм. 2018;(4):24-36.
For citation:
Eliseev D.O., Naumova Yu.V. PROGRAM-TARGETED MANAGEMENT OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC. Federalism. 2018;(4):24-36. (In Russ.)