Preview

Федерализм

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 и неравенство доступа к образованию

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-188-206

Полный текст:

Аннотация

Экстренный массовый переход школьного образования на удаленный режим в связи с пандемией COVID-19 породил ряд проблем технического, организационного, методологического, психологического характера. Эти проблемы рассматриваются и международным сообществом, и отечественными исследователями. Не менее важна и оценка последствий продолжительного обучения в удаленном формате для качества образования и равенства доступа к образованию. В статье сделана попытка рассмотреть, как переход на обучение в удаленном режиме отразится на равенстве доступа к качественному образованию, дифференциации образовательных результатов детей и подростков по территориальным и социально-экономическим основаниям. Анализ и оценка проведены на данных, предшествующих массовому переходу на обучение в онлайн-формате: результатах международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, обследований Росстата, статистической отчетности. Рассматриваются дифференциация условий обучения, межрегиональные вариации и различия в возможностях семей использовать технические средства для участия в онлайн-обучении. Делаются предварительные оценки влияния перехода на онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 на усиление дифференциации доступа к качественному образованию и результатов обучения.

Об авторах

М. Л. Агранович
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации
Россия

АГРАНОВИЧ Марк Львович, кандидат экономических наук, директор Центра мониторинга и статистики образования

ул. Черняховского, д. 9, г. Москва, 125319



Ю. В. Ермачкова
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации
Россия

ЕРМАЧКОВА Юлия Валерьевна, старший научный сотрудник Центра мониторинга и статистики образования

ул. Черняховского, д. 9, г. Москва, 125319



М. А. Ливенец
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации
Россия

ЛИВЕНЕЦ Марина Александровна, старший научный сотрудник Центра мониторинга и статистики образования

ул. Черняховского, д. 9, г. Москва, 125319



Список литературы

1. Аналитические материалы Российской Академии народного хозяйства и государственной службы // Официальный сайт РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/search/index.php?q=

2. Как пандемия скажется на качестве образования, если продлится больше 3–6 месяцев? // Официальный сайт РАНХиГС. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/785-ilyukhin-ekspertiza

3. Международный опыт организации школьного образования в условиях пандемии COVID-19 // Официальный сайт РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/upravlencheskie-resheniya-dlya-obshchego-i-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyakh-pandemii/?sphrase_id=176569

4. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/373732979.pdf

5. Школьный барометр. COVID-19: Ситуация с учением и обучением в российских школах // НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/19/1607522628/HSE_Covid_06_2020_4_3.pdf

6. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA // OECD. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close

7. Education responses to COVID-19: embracing digital learning and online collaboration // OECD. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=120_120544-8ksud7oaj2&title=Education_responses_to_COVID-19_Embracing_digital_learning_and_online_collaboration

8. Resnick L.B. Toward a cognitive theory of instruction // Learning and motivation in the classroom. Routledge, 2017. P. 5–38.

9. Васильева рассказала о компьютерной безграмотности учителей // РБК. URLhttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a3ce8f39a794707696072ffhttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a3ce8f39a794707696072ff

10. GINI Index (World Bank estimate) // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI

11. Ковалева Г.С. Особенности организации и проведения международного исследования оценки качества образования PISA 2018 в России. Основные подходы к оценке функциональной грамотности // URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_1.pdf

12. Статистика // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics

13. PISA 2018 Results (Volume I): What Students Know and Can Do // OECD iLibrary. URL: https://doi.org/10.1787/5f07c754-en

14. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. – М.: ЦСП и М, 2015.

15. Carnoy, M., Khavenson, T., & Ivanova, A. (2015). Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: A study of Russia and its neighbors. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 45 (2). P. 248–271.


Для цитирования:


Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Ливенец М.А. Онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 и неравенство доступа к образованию. Федерализм. 2020;(3):188-206. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-188-206

For citation:


Agranovich M.L., Ermachkova J.V., Livenets M.A. Online Learning During the COVID-19 Pandemic and Inequality of Access to Education. Federalism. 2020;(3):188-206. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-188-206

Просмотров: 103


ISSN 2073-1051 (Print)