БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Поддержание конкурентной среды является важнейшим фактором развития экономики, а значит, и финансового рынка. Именно ее наличие заставляет финансовые организации бороться за клиента, предлагать лучшие условия сотрудничества и хозяйствующим субъектам, и гражданам, что способствует снижению стоимости и повышению доступности кредитных ресурсов. Конкурентная среда благотворно влияет на состояние рынка только тогда, когда участники соблюдают установленные правила и стандарты поведения, не нарушают принципы добросовестной конкуренции. В статье рассмотрены проблемы развития конкуренции на рынке банковских услуг в России, оказывающие непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие в субъектах Российской Федерации. Предложены меры по борьбе с нелегальными игроками.
Эффективная реализация налоговой политики в России, обеспечение финансовой устойчивости ее регионов невозможны без реформирования бюджетно-налоговой системы и межбюджетных отношений на основе принципиально новой модели их организации. Исследования последних лет показали, что местные органы власти имеют лучшие возможности для оптимального распределения бюджетных средств по сравнению с центральным правительством. Органы же государственной власти должны вмешиваться в решение социально-экономических проблем регионов только тогда, когда это не в состоянии сделать местные общественные или местные управленческие структуры. В статье сформулированы основные принципы и критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы на основе принципа субсидиарности. Обосновывается, что внедрение политики фискальной децентрализации в России должно стать мощным фактором противодействия внешним вызовам, стабилизации социально-экономической ситуации и выхода страны из состояния финансовой неустойчивости.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Политика регионального развития и регулирования пространственной структуры российской экономики в настоящее время характеризуется рядом новаций. В частности, выявляется необходимость новых подходов и инструментов в решении задачи позитивного экономического выравнивания субъектов Федерации. Традиционный инструментарий решения этой задачи, преимущественно ориентированный на массированное «вливание» средств в экономически отстающие регионы, особенно в форме бюджетных дотаций, себя не оправдал и реального преодоления межрегиональной дифференциации не обеспечил. Значимый эффект в решении этой стратегической задачи может быть достигнут только на основе типизации субъектов Российской Федерации в рамках осуществления федеральной региональной политики, а также при переносе акцента этой политики на формирование условий и стимулов «саморазвития» российских регионов. Важной задачей остается продолжение курса по децентрализации управления при его органичной увязке с единой стратегией реформирования экономико-правовых основ российского федерализма и прежде всего с более четким пониманием принципа симметрии федеративных отношений.
В последние годы в экономике России возникли признаки активизации инновационной деятельности. Инновационная политика государства сочетает стратегию активного вмешательства с децентрализованным регулированием. Федеративное устройство России создает приоритет для развития инноваций на региональном уровне. Высокая степень дифференциации социально-экономического развития регионов России снижает эффективность национальной инновационной политики. Возникает необходимость развития территориальных подсистем национальной инновационной системы, к числу которых относятся городские агломерации. Агломерационные территории создают дополнительный эффект за счет роста и распространения экономической активности за пределы границ городов. Факторами инновационного развития агломерации являются усиление взаимодействия субъектов рынка, развитие инновационной инфраструктуры, информационных технологий, дистрибьютерных и логистических систем. Под воздействием указанных факторов возникает диффузия инноваций, распространяющаяся в экономическом пространстве агломерационного ареала. Инновационное развитие агломерации в конечном итоге осуществляется предприятиями, которые генерируют идеи и воплощают их в производстве. В современных условиях российские компании демонстрируют финансовое неблагополучие и низкий уровень инвестиционной активности. Несмотря на это происходит формирование предпосылок для инновационного роста за счет улучшения макроэкономических параметров, определяющих инвестиционную привлекательность российской экономики.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Для определения степени достижения целей устойчивого развития, ориентированных на повышение социального благополучия населения стран мирового сообщества, специалистами разработан ряд индикаторов. Несмотря на все достоинства этих индексов, их применение для регионов России сопряжено с рядом трудностей, главной из которых является недоступность необходимой для их расчета информации. Представленная в статье система индикаторов социального неблагополучия в России и странах мирового сообщества за период 2000—2015 гг. свидетельствует о существенном их влиянии на общий уровень развития человеческого потенциала. Статистический анализ индикаторов социального неблагополучия в регионах России показал их значительную неоднородность по этим характеристикам. С целью выявления схожих регионов по структуре представленных индикаторов была проведена их кластеризация по усредненным за период 2000—2015 гг. значениям рассматриваемых характеристик, по результатам которой регионы были разделены на три однородные группы, существенно различающиеся между собой. Разработанная устойчивая классификация регионов позволяет принимать меры по повышению социального благополучия адресно в соответствии со спецификой каждой из групп. Для проведения сопоставительного анализа стран мирового сообщества и регионов России по уровням социального благополучия в работе предложен обобщенный индекс, который может использоваться как самостоятельно в качестве индикатора развития социальной сферы, так и в составе индекса развития человеческого потенциала в качестве одной из его компонент наряду с демографической, экономической и образовательной составляющими.
В статье представлены основные подходы к понятию «экономический потенциал населения», оценен экономический потенциал населения Пермского края в сравнении с другими регионами России. Проанализированы показатели, характеризующие уровень жизни населения, безработицу, развитие экономики региона, комплексный показатель «индекс человеческого развития» (ИЧР). Выявлена готовность молодежи к участию в предпринимательской деятельности. Показано, что эта готовность пока весьма низка, как недостаточно высоки и показатели развития малого бизнеса в регионе. Доказано, что для повышения возможностей развития экономического потенциала населения российских регионов (включая и Пермский край), а также для развития малого предпринимательства необходима большая экономическая самостоятельность регионов. Это может быть осуществлено только в рамках проведения последовательной федеральной региональной политики.
НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В течение ближайших десяти лет не просматривается формирование универсальной и всеобъемлющей системы торгово-экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, в настоящее время отмечается наличие нескольких крупных экономических инициатив и стратегий, претендующих на роль экономического драйвера региона, среди которых китайская инициатива «Пояс и путь», Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство и т.д. Важное влияние на экономическую архитектуру региона оказал выход США из Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и переориентация Вашингтона на заключения двусторонних торговых соглашений. Также отмечается фрагментация АТР с точки зрения универсальных для азиатского региона институтов безопасности наднационального характера и невозможность их формирования в ближнесрочной и среднесрочной перспективах. Статья посвящена изучению и прогнозированию процессов социально-экономического и политического характера в странах АТР.
В статье рассматриваются основные институциональные изменения, происходившие в мировой экономике и международных экономических отношениях после Второй мировой войны в рамках 4 периодов. Они включают время создания Бреттон-Вудских учреждений и ГАТТ, сыгравшего необычайно позитивную роль в качестве универсального регулятора всемирной торговли в рамках известных торговых раундов. Рассматриваются периоды успешного развития двух подсистем мирового хозяйства (социалистического и капиталистического) и их позитивное взаимовлияние (подспудное развитие конвергенции). Причем наиболее успешным периодом для мирового капитализма автор считает время, когда на базе кейнсианского регулирования было создано социальное государство всеобщего процветания, быстро сокращалась бедность, возрастал средний класс на базе непрерывного роста уровня жизни населения большинства стран. Эта модель демократического капитализма была жестко и бескомпромиссно изменена в 80-е гг. прошлого столетия через отказ от кейнсианства в пользу неолиберал-монетаризма, или «либертаризма» (по выражению известного американского экономиста П. Самуэльсона), нашедшего свое выражение в известной доктрине Вашингтонского консенсуса. В нем отражается курс наиболее правых реакционных кругов крупных монополистических корпораций и прежде всего финансовых групп, по сути установивших контроль над национальными экономиками, особенно успешно после падения СССР и мировой социалистической системы. Глобальная конкуренция между двумя системами исчезла, мировой капитализм объявил о своей безальтернативности. Отсюда — истоки стремительного роста неравенства, нового наступления бедности, тенденция сокращения средних классов в странах, в т.ч. самых процветающих и богатых. Под лозунгом «ухода государства из экономики» с целью стимулирования механизма конкуренции в развитых странах все последние три десятилетия отмечалась государственная интервенция, причем в самых прямых формах и по возрастающей интенсивности. Это особенно стало заметно с начала нового тысячелетия, и в частности когда совместными усилиями США и Евросоюза фактически оказалась заблокирована деятельность ВТО как универсального регулятора международной торговли. Переход к политике давления, шантажа, угроз, одностороннего введения пошлин, квот и санкций стали отличительной особенностью и стилем Вашингтона, особенно после прихода в Белый дом президента Дональда Трампа. Все это создает новую, намного более сложную международную обстановку для России, требует от нее проведения другой экономической политики и другого курса ее внешней политики, в т.ч. с коллегами по ЕАЭС. Необходимо придать новые стимулы для развития не только российской экономики, но и экономики этой интеграционной группы, жизненно важной как для интересов самой России, так и для стран группы. Этот курс должен стать приоритетным во всей внешнеэкономической стратегии государства.
ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Многочисленные инновации, внедряемые в финансовую сферу при помощи новых цифровых технологий, могут использоваться для решения как локальных задач развития регионов, так и глобальных финансовых проблем. В связи с этим финансовая цифровизация отечественной экономики должна идти по пути выстраивания необходимой инфраструктуры, содействующей привлечению частных инвестиций в регионы и организации благоприятной среды в международной торговле. Краудфандинговые платформы, ориентированные на сбор денежных средств компаний и частных лиц для реализации инвестиционных проектов, постепенно придут на смену микрофинансовым организациям. Преимущества блокчейна устранят недостатки рейтинговых систем для оценки цифровых проектов. Рынок криптовалют позволит преодолеть санкционные ограничения международной торговли через американский доллар.
Приток внутренних мигрантов, представителей «видимых меньшинств», в российские регионы приводит к напряженности между местным населением и такими мигрантами, особенно с Северного Кавказа. Внутренние мигранты являются российскими гражданами, однако часто они плохо интегрируются в местные сообщества. Автор анализирует факторы и уровень интеграции внутренних мигрантов в различных регионах России. Показано, что уровень интеграции мигрантов зависит от состояния межэтнических отношений, от того, как они воспринимаются местным населением и мигрантами. Выявлена зависимость интеграции мигрантов от консолидации местного сообщества, его доброжелательности. Специальное внимание уделено анализу интеграции местных жителей в местные сообщества. Показано, что уровни интеграции мигрантов и немигрантов в местное сообщество тесно взаимосвязаны. Там, где местные сообщества лучше интегрированы, интеграция мигрантов более успешна: благоприятный социальный контекст создает стимулы для интеграции мигрантов. Особое внимание уделено структурам идентичностей местных жителей и мигрантов. Приезжие перенимают стандарты социального поведения представителей локальных сообществ. Структуры идентичностей мигрантов постепенно трансформируются, сближаясь со структурами идентичностей местных жителей. Интегрированные мигранты ориентируются на лучшие образцы социальной инклюзии местных жителей, а неинтегрированные мигранты ориентируются на худшие образцы асоциального поведения.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
Один из базовых факторов, определяющих характер социально-экономических процессов в стране — это тренды развития региональных экономик. Учет их особенностей обязателен при выработке стратегии пространственного развития национальной экономики. Однако решение этого вопроса сталкивается со значительными трудностями в силу качественных различий данных трендов. Развитие региональных экономик в любой стране имеет различную скорость и направленность, а в ряде регионов может наблюдаться стагнация или «отрицательный» экономический рост. В Российской Федерации эти различия особенно выпуклы, что обусловлено как рядом объективных (экономико-географических, природно-климатических социокультурных и пр.), так и субъективных (неопределенность целей региональной политики, ошибки при выборе региональных факторов роста и пр.) причин. Представляемые в статье результаты исследований позволяют охарактеризовать тренды развития экономик субъектов Российской Федерации с позиции оценки готовности к их модернизации, направленной на организацию производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
С 2015 г. Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» ведет Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ. Целью Рейтинга является оценка и сопоставление закупочных систем субъектов Российской Федерации по степени эффективности и прозрачности при осуществлении закупочной деятельности. Отличительной особенностью Рейтинга от других существующих проектов по оценке закупочной деятельности регионов является оценка всех аспектов закупочной деятельности. Инструментарий Рейтинга предоставляет возможность формирования аналитики, позволяющей принимать управленческие решения по совершенствованию системы закупок региона, в том числе используя опыт других регионов, достигших более высоких показателей по итогам Рейтинга. Рейтинг рассчитывается по восьми показателям отдельно по государственным и муниципальным закупкам: оценка организационной структуры закупок региона; оценка информационной инфраструктуры региона; нормативная база региона; оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами; оценка осуществления закупочных процедур; исполнение требований законодательства о закупках; исполнение контрактов; снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок. Итоги подводятся по каждому показателю отдельно, что дает возможность выявить сильные стороны региона по конкретным направлениям закупочной деятельности. Расчет Рейтинга производится ежегодно по итогам предшествующего финансового года. В 2017 г. (по итогам 2016 г.) в расчете Рейтинга приняли участие 40 регионов. В 2018 г. — 46 регионов приняли участие в Рейтинге по государственным закупкам и 35 — по муниципальным. По каждой из номинаций были определены лидеры. Вся информация о ходе расчета и итогах Рейтинга является открытой и размещена на сайте Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» www.ooogos.ru.
Дальневосточный федеральный округ — один из самых территориально обширных в стране. Он включает в себя 9 субъектов Российской Федерации. Для него характерны удобное географическое положение, близость к интенсивно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея); значительные запасы природных ресурсов, наличие природных достопримечательностей (вулканы, долина гейзеров, озеро Байкал и т.д.), создающих возможности для развития туризма. Уникальность роли, которую играют регионы Дальнего Востока, предопределена сочетанием ряда факторов, важнейшими из которых являются значительный природно-сырьевой потенциал макрорегиона, использование которого необходимо для обеспечения устойчивого развития России на длительную перспективу, а также важность роли макрорегиона в обеспечении обороноспособности страны. Решение экономических, социальных и инфраструктурных проблем Дальнего Востока имеет первостепенное значение для сохранения и укрепления территориальной целостности страны. Развитие макрорегиона также является одним из необходимых условий успешной реализации азиатско-тихоокеанского направления российской внешней политики, ее геополитического и внешнеэкономического аспектов. Однако, несмотря на собственный потенциал и реализацию на федеральном уровне новой модели опережающего развития Дальнего Востока на основе создания территорий опережающего социально-экономического развития, последовательного распространение режима свободного порта Владивосток на различные территории Дальнего Востока, внедрение механизма поддержки инвестиционных проектов, комплексное развитие Курильских островов Сахалинской области, города Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края, космодрома «Восточный» в Амурской области, судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае и других объектов, в составе ДФО немало высокодотационных субъектов Российской Федерации. Даже такие потенциально мощные регионы, как Сахалинская область, нуждаются в финансовой помощи из федерального бюджета.