Проблемы правового регулирования мастер-планов
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2025-1-71-93
Аннотация
В 2021 г. стал применяться новый инструмент развития городов – мастер-планы. Изначально их планировалось использовать для 25 городов Дальнего Востока, но со временем речь шла уже не просто о строительных планах, а о задании вектора долгосрочного развития территорий. В то время как генеральные планы характеризуются недостаточной гибкостью и превращаются в формальные документы, предполагается, что разработка мастер-планов позволит снять эти проблемы, обеспечив баланс между интересами жителей, бизнеса, властей и инвесторов. Вместе с тем неопределенность со статусом и содержанием мастер-планов провоцирует различные коллизии, в частности, с градостроительными нормами и планами землепользования и застройки, т.к. мастер-план в настоящее время не интегрирован в иерархию градостроительной документации. Его преимущество, с одной стороны, в том, что порядок принятия этого инструмента развития слабо урегулирован регламентами, благодаря чему он сохраняет гибкость и комплексность. Но с другой стороны, неурегулированность мастерплана нормами законодательства может привести к повышенной коррупциогенности его реализации. В нормативном обеспечении мастерпланов на сегодняшний день остается множество пробелов, влияющих на эффективность их практической реализации. В статье делается вывод о необходимости тщательной проработки нормативной базы во избежание коллизий мастер-планов с другими градостроительными документами и документами территориального и стратегического планирования, а также зарегулированности этого нового инструмента развития территорий.
Об авторах
М. В. Глигич-ЗолотареваРоссия
ГЛИГИЧ-ЗОЛОТАРЕВА Милена Валериевна, кандидат юридических наук, сотрудник Информационно-аналитического управления
ул. Большая Дмитровка, д. 26, г. Москва, 103426
Н. Ю. Науменко
Россия
НАУМЕНКО Никита Юрьевич, сотрудник Информационно-аналитического управления
ул. Большая Дмитровка, д. 26, г. Москва, 103426
Список литературы
1. Bell D. The Emergence of Contemporary Masterplans: Property Markets and the Value of Urban Design // Journal of Urban Design. 2005. № 10 (1). Р. 81–110.
2. Ревзин Г. План без плана. Генплан Москвы как документ раннего феодализма. URL: http://projectclassica.ru/newsmake/29_2009/29_2009_04.htm
3. Малинова О.В. О реформировании территориального планирования в Российской Федерации в целях комплексного и устойчивого развития территории. Мастер-план // Academia. Архитектура и строительство. 2020. № 1. С. 5–12.
4. Ильина И.Н. Изменение подходов к процессу генерального планирования городов: трансформация или смена названия // Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 1. С. 84–109.
Рецензия
Для цитирования:
Глигич-Золотарева М.В., Науменко Н.Ю. Проблемы правового регулирования мастер-планов. Федерализм. 2025;30(1):71-93. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2025-1-71-93
For citation:
Gligich-Zolotareva M.V., Naumenko N.U. Problems of Legal Regulation of Master Plans. Federalism. 2025;30(1):71-93. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2025-1-71-93