РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Аннотация
В России формально действует уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Такой порядок необходим для соблюдения общественного порядка и безопасности. Однако в законодательстве оставлены значительные возможности для того, чтобы уведомительный порядок реализовывать как разрешительный. Широко применяется административная и уголовная ответственность за несоблюдение порядка проведения публичных мероприятий, даже если собрания были мирными и не повлекли нарушений прав и свобод других лиц. Сохраняется возможность органов власти рекомендовать организатору собрания другое место и время проведения собрания. При этом в случае недостижения компромисса мероприятие считается не согласованным. Международный опыт показывает, что на практике не должны использоваться произвольные причины для отказа в проведении публичного мероприятия и несоразмерная ответственность участников публичных мероприятий. Также необходимо обеспечить возможность гражданам проведения спонтанных собраний. Сроки уведомления при проведении публичных мероприятий в странах Европы могут составлять несколько часов (2 часа — Эстония, 6 часов — Финляндия) или 2—5 дней (Молдова, Болгария). В этих странах предусмотрена возможность проведения спонтанных собраний. В нашей стране такая возможность установлена на уровне субъектов Российской Федерации; собрание может быть проведено без уведомления органов власти в специально отведенных местах, что позволяет проводить спонтанные собрания при условии небольшой численности участников.
Ключевые слова
Об авторе
О. А. ТепляковаРоссия
ТЕПЛЯКОВА Ольга Андреевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права
625003, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, Володарского, д. 6
Список литературы
1. Система защиты прав человека в Российской Федерации: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Проспект, 2017.
2. Постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2012 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.
3. Определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О «По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. № 2.
4. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в ред. от 22.01.2015) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H19700114
5. Постановление Конституционного суда РФ от 05.12.2012 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 51. Ст. 7324.
6. Rassemblement Jurassien and Unit Jurassienne v. Switzerland, жалоба N. 8191/78, постановление Комиссии по правам человека от 10 октября 1979.
7. EvaMolnar v. Hungary, жалоба N. 10346/05, постановление от 7 октября 2008; пар. 37.
8. Bukta and Others v. Hungary, жалоба N. 25691/04, постановление от 17 июля 2007 г., пар. 36.
9. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf
10. The Constitutional Court of Georgia N2/2/180-183, 5 November 2002. Georgian Young Lawyers’ Association, Zaal Tkeshelashvili, Lela Gurashvili and others v. Parliament of Georgia (Решение Конституционного суда Грузии N2/2/180-183 от 5 ноября 2002 г.Ассоциация молодых юристов Грузии, Заал Ткелашвили, Лела Гурашвили и другие против Парламента Грузии). URL: http://www.legislationline.org/documents/action/popup/id/6508.
11. Меморандум Комиссара по правам человека о свободе собраний в Российской Федерации # CommDH(2017)25 от 5 сентября 2017 г. Страсбург: Совет Европы. URL: https://rm.coe.int/-/1680758b23
12. Case of Novikova and others v. Russia (Applications nos. 25501/07, 57569/11, 80153/12, 5790/13 and 35015/13)
13. Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Варшава — Страсбург: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Венецианская комиссия Совета Европы. 2011. 195 с.
14. Указ Президиума ВС СССР от 28.07.1988 № 9306-XI (с изм. от 25.05.1992) «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 31. Ст. 504.
15. Freedom of Peaceful Assembly // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/topic/15; База данных Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/;Country Reports // Former UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association (2011-17). URL: http://freeassembly.net/all-reports/country-reports/.
16. Assembly Act (530/1999; AMENDMENTS UP TO 824/2002 INCLUDED) (Закон о собранияхФинляндии № 530 1999 г. вред. 2002 г.: неофициальный перевод) // FinlexDataBank. http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990530.pdf.
17. Киаи М. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf
18. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
19. Постановление Правительства Тюменской области от 19.04.2013 г. № 125-п «Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных мест в Тюменской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в Тюменской области в отношении публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется» // Тюменская область сегодня. 2013. № 76.
20. Анализ законодательства проведен при использовании справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Law on Assemblies Nr. 26-XVI from 22.02.2008 (amendmentsas of September 2014). Legislationline.orgБюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/14/topic/15
22. Republic of Armenia Law on Freedom of Assemblieson 14.04.2011 г. № ЗР-72 // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/45/topic/15
Рецензия
Для цитирования:
Теплякова О.А. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Федерализм. 2018;(1):191-199.
For citation:
Teplyakova O.A. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF NOTIFICATION PROCEDURES FOR HOLDING PUBLIC EVENTS. Federalism. 2018;(1):191-199. (In Russ.)