RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF NOTIFICATION PROCEDURES FOR HOLDING PUBLIC EVENTS
Abstract
InRussiais acting a notification procedure for holding public events. Such a procedure is necessary to maintain public order and security. However, the legislation leaves significant gaps for the implementation of the notification procedure as a permission one. Administrative and criminal liability for break the procedure for public assemblies is widely applied even if the meetings are peaceful and don’t entail violations of the rights and freedoms of other persons. The authorities still can recommend another place and time for the organizing the meeting. In fact, the organizer must obtain permission from the authorities concerning place and time of the meeting. International experience shows that in practice, there should be no arbitrary reasons for refusing to hold a public event and disproportionate responsibility of participants of public events. It’s also necessary to provide opportunities for citizens to conduct spontaneous meetings. The notification period for public events in Europe can be several hours (2 hours —Estonia, 6 hours —Finland) or 2—5 days (Moldova,Bulgaria). In these countries it is possible to hold spontaneous meetings. In our country this possibility is established at the level of the subjects of theRussian Federation; the meeting can be held without notifying the authorities in specially designated places. It makes possible to hold spontaneous meetings with a small number of participants.
About the Author
O. A. TeplyakovaRussian Federation
TEPLYAKOVA Olga A., Cand. Sc. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law
6, Volodarskogo street, Tyumen, Tyumen Region, Ural Federal District, 625003
References
1. Система защиты прав человека в Российской Федерации: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Проспект, 2017.
2. Постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2012 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.
3. Определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О «По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. № 2.
4. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в ред. от 22.01.2015) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H19700114
5. Постановление Конституционного суда РФ от 05.12.2012 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 51. Ст. 7324.
6. Rassemblement Jurassien and Unit Jurassienne v. Switzerland, жалоба N. 8191/78, постановление Комиссии по правам человека от 10 октября 1979.
7. EvaMolnar v. Hungary, жалоба N. 10346/05, постановление от 7 октября 2008; пар. 37.
8. Bukta and Others v. Hungary, жалоба N. 25691/04, постановление от 17 июля 2007 г., пар. 36.
9. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf
10. The Constitutional Court of Georgia N2/2/180-183, 5 November 2002. Georgian Young Lawyers’ Association, Zaal Tkeshelashvili, Lela Gurashvili and others v. Parliament of Georgia (Решение Конституционного суда Грузии N2/2/180-183 от 5 ноября 2002 г.Ассоциация молодых юристов Грузии, Заал Ткелашвили, Лела Гурашвили и другие против Парламента Грузии). URL: http://www.legislationline.org/documents/action/popup/id/6508.
11. Меморандум Комиссара по правам человека о свободе собраний в Российской Федерации # CommDH(2017)25 от 5 сентября 2017 г. Страсбург: Совет Европы. URL: https://rm.coe.int/-/1680758b23
12. Case of Novikova and others v. Russia (Applications nos. 25501/07, 57569/11, 80153/12, 5790/13 and 35015/13)
13. Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Варшава — Страсбург: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Венецианская комиссия Совета Европы. 2011. 195 с.
14. Указ Президиума ВС СССР от 28.07.1988 № 9306-XI (с изм. от 25.05.1992) «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 31. Ст. 504.
15. Freedom of Peaceful Assembly // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/topic/15; База данных Законодательство стран СНГ. URL: https://base.spinform.ru/;Country Reports // Former UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association (2011-17). URL: http://freeassembly.net/all-reports/country-reports/.
16. Assembly Act (530/1999; AMENDMENTS UP TO 824/2002 INCLUDED) (Закон о собранияхФинляндии № 530 1999 г. вред. 2002 г.: неофициальный перевод) // FinlexDataBank. http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990530.pdf.
17. Киаи М. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и праве на свободу ассоциации № A/HRC/20/27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. 2012. URL: http://freeassembly.net/wp-content/uploads/2013/10/A-HRC-20-27_RU.pdf
18. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
19. Постановление Правительства Тюменской области от 19.04.2013 г. № 125-п «Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных мест в Тюменской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в Тюменской области в отношении публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется» // Тюменская область сегодня. 2013. № 76.
20. Анализ законодательства проведен при использовании справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Law on Assemblies Nr. 26-XVI from 22.02.2008 (amendmentsas of September 2014). Legislationline.orgБюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/14/topic/15
22. Republic of Armenia Law on Freedom of Assemblieson 14.04.2011 г. № ЗР-72 // Legislationline.org Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. URL: http://www.legislationline.org/topics/country/45/topic/15
Review
For citations:
Teplyakova O.A. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF NOTIFICATION PROCEDURES FOR HOLDING PUBLIC EVENTS. Federalism. 2018;(1):191-199. (In Russ.)