Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Российский налогово-бюджетный федерализм в условиях экономической нестабильности

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2016-3-9-26

Аннотация

Действующая российская система налогово-бюджетного федерализма характеризуется высокой степенью централизации финансовых ресурсов и полномочий, обусловленной аномальной межрегиональной социально-экономической асимметрией. Основной функцией межбюджетного регулирования в условиях экономической нестабильности стало выравнивание их бюджетной обеспеченности. Финансовые проблемы федерального Центра привели к постепенному сокращению межбюджетных трансфертов, передаваемых на региональный уровень, и замене их на бюджетные кредиты. В результате в 2015 г. у региональных бюджетов резко выросли объемы долговых обязательств. На примере уральских регионов показаны особенности планирования бюджетов на 2016 г. с учетом влияния сложившихся негативных условий. В статье предлагаются основные направления совершенствования российского налогово-бюджетного федерализма: формирование асимметричной модели финансового взаимодействия федерального Центра и регионов с разным уровнем экономического развития, повышение налоговых доходов и расширение налоговых полномочий территориальных органов власти, закрепление за крупными городскими агломерациями особого налогово-бюджетного статуса, проведение дифференцированной политики по социально-экономическому развитию стратегически важных Арктических территорий.

Об авторах

Александр Иванович Татаркин
Институт экономики Уральского отделения РАН
Россия


Денис Александрович Татаркин
Институт экономики УрО РАН
Россия


Список литературы

1. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/

2. Выступление Д.А. Медведева на расширенном заседании Коллегии Минфина России на тему «Об итогах работы Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год и задачах на 2016 год» // Финансы. 2016. № 5. С. 4

3. Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 37. М.: Институт Гайдара, 2016. С. 60

4. См.: там же. С. 5

5. см.: Лыкова Л.Н. Современное состояние отечественной налоговой системы: некоторые проблемы. М.: Институт экономики РАН, 2007. С. 48-51

6. С м .: Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н., Трынов А.В. Управление финансовыми потоками на основе оценки региональных мультипликативных эффектов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. С. 45

7. Денег меньше, долгов больше // Эксперт-Урал. 2016. № 5 (674). С. 15

8. Горегляд В.П. Уроки бюджетного федерализма: 20 лет реформ // Федерализм. 2016. № 1. С. 102

9. Подробнее см.: Симметрия и асимметрия в российской модели федеративных отношений / под рук. С.Д. Валентея. М.: Институт экономики РАН, 2012. С. 35

10. С м .: Татаркин А.И. Новая индустриализация экономики России: потребность развития и/или вызовы времени // Форсайт Россия: дизайн новой экономической политики. Материалы СПб экономического конгресса. СПб. 2015. М.: Культурная революция, 2015

11. Горегляд В.П. Указ. соч. С. 94

12. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 34. М.: Институт Гайдара, 2013. С. 97

13. см.: Букина И.С. Налоговая система и налоговый федерализм в Германии // Федерализм. 2015. № 2. С. 181-196

14. см.: Галухин А.В. Финансовая устойчивость доходной базы бюджетов регионов: состояние и оценка результативности ее управления // Федерализм. 2015. № 2. С. 153

15. С м . : Жукова А. Хозяин медной трубы. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП / Российская газета, 5 апр. 2016 г. № 71. С. 12

16. см.: Лавров А.М., Домбровских Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 23

17. Подробнее см.: Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Российская Арктика: оценка и возможности финансового развития // ЭКО. 2016. № 5. С. 107-119


Рецензия

Для цитирования:


Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Российский налогово-бюджетный федерализм в условиях экономической нестабильности. Федерализм. 2016;(3):9-26. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2016-3-9-26

For citation:


Tatarkin A.I., Tatarkin D.A. RUSSIAN FISCAL FEDERALISM IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY. Federalism. 2016;(3):9-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2016-3-9-26

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)