ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ (МЕЖДУ ДОГМАТИКОЙ И ПРАГМАТИКОЙ)
Аннотация
За последние три года число реализуемых в регионах России проектов инициативного бюджетирования выросло более чем в три раза, что свидетельствует об актуальности такой формы вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления. Однако такие практики развиваются в нашей стране в условиях отсутствия необходимого законодательного регулирования. В 2017—2018 гг. активно ведется дискуссия о необходимости законодательного закрепления инициативного бюджетирования и о пределах регуляторного воздействия на данную сферу. В статье обсуждается состояние практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации и перспективы его законодательного регулирования. С точки зрения теории законотворчества анализируются разработанные Минфином России проекты федеральных законов, направленные на регулирование отношений в сфере партисипаторного бюджетирования. С привлечением материалов законодательства субъектов Российской Федерации обосновывается вывод, что в условиях диспозитивного характера муниципально-правового регулирования в России законодательное закрепление инициативного бюджетирования необходимо только в том случае, если оно устанавливает обязательные для органов власти требования в соответствующей сфере и гарантии прав граждан на участие в бюджетном процессе.
Об авторе
Е. В. КискинРоссия
КИСКИН Евгений Владимирович, аппарат Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, советник
ул. Большая Дмитровка, д. 26, г. Москва, 103426
Список литературы
1. Роль государства в поддержке регулирования и участия граждан в вопросах развития общественной инфраструктуры: материалы конференции 7 сентября 2018 г., Москва. URL: http://budget4me.ru/materials/92c633c0-d395-11e8-b75f-0242ac10f407/
2. Хачатрян Г., Шульга И., Гридин С., Сухова А. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив. М.: Алекс, 2016.
3. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. М.: Минфин России, 2018.
4. Сайт программы поддержки проектов развития территорий муниципальных образований Ставропольского края, основанных на местных инициативах. URL: http://pmisk.ru/
5. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан. URL: http://pravitelstvorb.ru/ru/press-office/news.php?ELEMENT_ID=14594
6. Сайт проекта «Активный гражданин». URL: https://ag.mos.ru/pol
7. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. https://asi.ru/investclimate/practices_sed/
8. Информация Министерства территориального развития Пермского края «О результатах конкурса проектов инициативного бюджетирования». URL:http://minter.permkrai.ru/download.php?id=3478
9. Черкасова Ю.И. Самообложение граждан: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 221—230.
10. Назаров В.В. К вопросу о роли земства в становлении гражданского общества в России во второй половине XIX века // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Вып. 1. С. 25—27.
11. Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации. М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2016.
12. Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации от 5 августа 2017 г. URL: http://kremlin.ru
13. Совещание по вопросу «О законодательном регулировании инициативного бюджетирования». URL: http://budget.council.gov.ru/activity/activities/other_activities/94339
14. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон ,,Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”». URL: http://council.gov.ru/media/files/ItMi57oDfihfMtknNrUHfh9FUsPIsS4l.pdf
15. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5. С. 15—19.
16. Баранов В.М. «Квалифицированное молчание законодателя» как общеправовой феномен (к вопросу о сущности и сфере функционирования пробелов в праве) // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2008. № 1. С. 75—79.
17. Wingens, Luc J. Legisprudence as а New Theory of Legislation // Ratio Juris. 2006. Vol 19. N 1. P. 1—25.
Рецензия
Для цитирования:
Кискин Е.В. ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ (МЕЖДУ ДОГМАТИКОЙ И ПРАГМАТИКОЙ). Федерализм. 2018;(4):87-100.
For citation:
Kiskin E.V. PERSPECTIVE OF LEGISLATIVE REGULATION OF PARTICIPATORY BUDGETING IN RUSSIA (BETWEEN DOGMATISM AND PRAGMATISM). Federalism. 2018;(4):87-100. (In Russ.)