Устойчивость федерального бюджета и возможности бюджетно-налоговой политики в краткосрочной перспективе
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-119-137
Аннотация
Итоги исполнения федерального бюджета в 2022 г. показали, что введенные ограничения заметно повлияли на динамику и структуру доходов, объем незапланированных расходов и дефицит федерального бюджета. В этой связи необходим детальный анализ имеющихся механизмов и инструментов бюджетно-налоговой политики для выработки решений, которые позволят поддержать устойчивость федерального бюджета и сгладить последствия санкций и ответных мер для российской экономики. В работе представлена эконометрическая модель связи показателя устойчивости доходов федерального бюджета с возникновением кризисов и последующих рецессий. Оценка показывает наличие статистически значимой связи между началом кризиса и более глубоким падением темпов роста доходов федерального бюджета в сравнении с периодами отсутствия кризисов и рецессий. Рассмотрены новации в фискальной сфере, направленные на увеличение доходов федерального бюджета, сделаны выводы об имеющихся рисках и последствиях обсуждаемых изменений. Предложены направления развития некоторых налоговых инструментов в контексте поддержания устойчивости федерального бюджета и стабилизации экономической динамики в стране.
Об авторе
И. С. БукинаРоссия
Букина Ирина Сергеевна – кан ди дат экономи чески х нау к , вед ущий нау чны х сотрудник
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Доклад «Социально-экономическое положение России». 2022 г. // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://gks. ru/bgd/regl/b22_01/Main.htm (дата обращения: 08.02.2023).
2. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2022 года. 18.01.2023 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov. ru/ru/press-center/?id_4=38343-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_ byudzheta_za_yanvar-dekabr_2022_goda (дата обращения: 18.02.2023).
3. Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018–2023 году // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/oil/?id_57=122094-svedeniya_o_ formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_ byudzheta_v_2018-2022_godu (дата обращения: 18.02.2023).
4. Справочная информация: «Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газового конденсата» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 0642/9483bf081157cbb64e23af9c5e9dffa90a421231/
5. Итоги исполнения федерального бюджета // Экономическая экспертная группа. URL: http://www.eeg.ru/pages/678 (дата обращения: 21.02.2023).
6. Данные о движении средств и результатах управления средствами Фонда национального благосостояния // Минфин России. URL: https://minfin.gov. ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics?id_57=93488-dannye_o_dvizhenii_ sredstv_i_rezultatakh_upravleniya_sredstvami_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya (дата обращения: 18.02.2023).
7. Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2022 году в части государственных внутренних заимствований Российской Федерации // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=135503 (дата обращения: 18.02.2023).
8. ВВП кварталы (с 1995 г.) // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 21.02.2023).
9. Государственные финансы // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/finance (дата обращения: 21.02.2023).
10. Светуньков С.Г. Комплекснозначная авторегрессия в экономическом прогнозировании одномерных рядов // Экономическая наука современной России. 2020. № 4. С. 51–62. DOI: https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020- 4(91)-51-62
11. Букина И.С. Бюджетно-налоговая политика в 2019 г. и в условиях кризиса 2020 г. // Федерализм. 2020. № 2. С. 132–145. DOI: https://doi.org/10.21686/2073- 1051-2020-2-132-145.
12. Букина И.С. Бюджетно-налоговая политика России и возможности устойчивого роста // Федерализм. 2019. № 3. С. 5–16. DOI: https://doi. org/10.21686/2073-1051-2019-3-5-16
Рецензия
Для цитирования:
Букина И.С. Устойчивость федерального бюджета и возможности бюджетно-налоговой политики в краткосрочной перспективе. Федерализм. 2023;28(1):119-137. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-119-137
For citation:
Bukina I.S. Sustainability of the Federal Budget and Fiscal Policy Possibilities in the Short Term. Federalism. 2023;28(1):119-137. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-119-137