Preview

Федерализм

Расширенный поиск

Предварительные итоги 2022 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Адаптация или кризис?

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118

Аннотация

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022 г. осуществлялось в условиях массированного санкционного давления на отечественную экономику, существенных колебаний цен на мировых сырьевых рынках, радикального изменения хозяйственных логистических цепочек и роста потребности в бюджетных расходах. В январе – ноябре 2022 г. рост доходов региональных бюджетов лишь незначительно отставал от темпов инфляции. При этом в ряде регионов с существенной ролью черной металлургии и связанных с ней добывающих отраслей имело место выраженное сокращение налоговых поступлений в региональные бюджеты, а в некоторых случаях и в консолидированный бюджет страны. Поступления налога на прибыль организаций на протяжении года имело выраженную тенденцию к сокращению. Доходы бюджетов от НДФЛ играли стабилизирующую роль. Рост потребности в расходах региональных бюджетов выразился в опережающем их росте по сравнению с доходами. Результатом стал выраженный рост объемов государственного долга по сравнению с началом года. При этом сохранилась тенденция к замещению банковских кредитов и облигационных займов бюджетными кредитами. Бюджетные кредиты для некоторых регионов начинают играть роль инструментов компенсации вертикального финансового дисбаланса.

Об авторе

Л. Н. Лыкова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Российской академии наук
Россия

Лыкова Людмила Никитична – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218



Список литературы

1. Шабельникова С.И. Основные подходы к реализации бюджетной политики в условиях санкционных ограничений // Федерализм. 2022. Т. 27. № 4. С. 87–106. DOI: https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-4-87-106

2. Ушкалова Д.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34–51.

3. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 52–67.

4. Сидоров М.А. Мониторинг экономики: ноябрь 2022 года // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27. № 1. С. 163–175. DOI: 10.15838/ptd.2023.1.123.10

5. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России. № 29. М., 2022. 17 с. DOI: 10.21686/atbns/3.2022

6. Краткая информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Минфин РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/statistics/subbud/execute/ (дата обращения: 10.02.2023).

7. Доклад «Социально-экономическое положение Российской Федерации. 2022 год». М. : ФСГС, 2023. 340 с.

8. Доклад «Социально-экономическое положение Российской Федерации. 2021 год». М. : ФСГС, 2022. 380 с.

9. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Форма №1-НМ в разрезе субъектов РФ // ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11912732/ (дата обращения: 02.02.2023).

10. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Форма №1-НОМ в разрезе субъектов РФ // ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11912732/ (дата обращения: 02.02.2023).

11. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).

12. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 апреля 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).

13. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2022 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).

14. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2023 г. // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/ (дата обращения: 05.02.2023).

15. Букина И.С. Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2021. Т. 26. № 3 (103). С. 121–141. DOI: 10.21686/2073-1051-2021-3-121-141

16. Минакир П.А., Леонов С.Н. Государственный региональный долг: тенденции и особенности формирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. С. 26–41. DOI: 10.15838/esc.2019.4.64.2

17. Леонов С.Н. Состояние консолидированных бюджетов и динамика государственного долга Дальневосточных субъектов Российской Федерации // Известия Байкальского государственного Университета. 2020. Т. 30. № 3. С. 371–382. DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).371-382

18. Якунина А.В., Семернина Ю.В. Субфедеральные облигации как инструмент финансирования государственного долга регионов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 149–153.


Рецензия

Для цитирования:


Лыкова Л.Н. Предварительные итоги 2022 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Адаптация или кризис? Федерализм. 2023;28(1):99-118. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118

For citation:


Lykova L.N. Preliminary Results of 2022 for the Consolidated Budgets of the Subjects of the Russian Federation. Adaptation or Crisis? Federalism. 2023;28(1):99-118. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2023-1-99-118

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)