Стратегии безопасности и развитие федеративных отношений в России
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-1-96-112
Аннотация
Принятие в 2021 г. обновленного варианта Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дает основания для оценки того, как за последнюю четверть века в череде документов подобного рода отражались проблемы российского федерализма, прежде всего в контексте развития его правовых и экономических основ. В статье утверждается, что постоянное совершенствование этих основ имеет огромное значение для формирования предпосылок устойчивого, безопасного развития экономики страны и российской государственности в целом. В этом слагаемом национальной безопасности тесно взаимодействуют как экономические, так и внеэкономические факторы. Здесь в полной мере проявляется адекватность правовой и институциональной базы государственной политики в сфере безопасности. Более того, как показано в статье, экономико-правовой механизм федеративных отношений является не только объектом политики безопасности, но и выступает инструментом этой политики через обеспечение согласованного участия в ней всех звеньев публичной власти – государственного федерального и регионального управления, а также системы местного самоуправления. Основная цель статьи – показать, что и в обновленном варианте Стратегии национальной безопасности пока не нашлось достаточно места для системного отражения взаимосвязи устойчивого, безопасного развития страны с постоянной работой по совершенствованию федеративных отношений, где реально возможны риски для эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления.
Об авторе
Е. М. БухвальдРоссия
Бухвальд Евгений Моисеевич – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник – руководитель Центра федеративных отношений и регионального развития
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Бухвальд Е.М. Федерализм как основа национальной безопасности для России // Вестник Института экономики РАН. 2018. № 1. С. 87–102.
2. Рабкин С.В. Развитие современной модели российского федерализма как основа реализации задач обеспечения экономической безопасности // Государство и бизнес: современные проблемы экономики: сборник. СПб.: Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, 2018. С. 86–89.
3. Руденко А.М., Вичурова А.В. Факторы обеспечения национальной безопасности как приоритетного направления государственной политики России // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 4. С. 16–21.
4. Пономаренко Я.А. Организационные основы единства государственной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 1. С. 91–104.
5. Абашева Н.С., Абашеев А.В. Сочетание бюджетного и налогового федерализма как одна из основ финансовой безопасности современной России // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2019. С. 6–13.
6. Гелеранский П.С. Современный этап регулирования федеративных отношений // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 130–135.
7. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления в России как необходимость становления новых федеративных отношений: практика, специфика, закономерности // Российский юридический журнал. 2005. № 3 (47). С. 17–25.
8. Черепанов В. Федеративная реформа в России // Федерализм. 2005. № 3 (39). С. 95–115.
9. Лексин И.В. Современные реформы и федеративное устройство России // Вестник МГУ. Серия 21: Управление. 2008. № 4. С. 37–50.
10. Федорец М.Н. Оптимизация модели государственно-территориального устройства Российской Федерации в современный период // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 4. С. 86–89.
11. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. О пользе неудачи: опыт России для исследований сравнительного федерализма // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2020. Т. 4. № 3. С. 6–19.
12. Новоселова-Чурсина Е.С. Конкурентный федерализм как возможная альтернатива кооперативному федерализму // Федерализм. 2009. № 2 (54). С. 212–218.
13. Неверов А.Я. К вопросу об искусственной природе российского федерализма. В сб.: Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки. Курган: РАНХ и ГС, 2021. С. 211–217.
14. Бухарова Е.Б., Самусенко С.А., Семенова А.Р. Методологические подходы к оценке влияния неравенства и асимметрии социально-экономического развития территорий на экономическую безопасность ресурсных регионов Сибири // Труды Гранберговской конференции. Новосибирск: ИЭОПП, 2017. С. 228–237.
15. Коротина Н.Ю. Региональная асимметрия отношений федерализма в условиях реализации политики финансовой безопасности // Стратегии обеспечения экономической безопасности российских регионов: сборник. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. С. 95–101.
16. Сухарев Е.В. Российский федерализм и взаимодействие органов публичной власти как гарантия безопасности // Добросовестность и добрососедство: вызов современности: сборник. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет. 2017. С. 97–102.
17. Дзидзоев Р.М. Вопросы федеративного устройства в обновленной Конституции России // Юридические исследования. 2020. № 7. С. 29–41.
18. Яров М.Б. Понятие и угрозы экономической безопасности в условиях современного российского федерализма // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 11 (38). С. 439–446.
Рецензия
Для цитирования:
Бухвальд Е.М. Стратегии безопасности и развитие федеративных отношений в России. Федерализм. 2022;27(1):96-112. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-1-96-112
For citation:
Bukhvald E.M. Security Strategies and the Development of Federal Relations in Russia. Federalism. 2022;27(1):96-112. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-1-96-112