СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ РАЗВИТИЕ: ЧТО СЕГОДНЯ СМОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ?
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-1-118-134
Аннотация
Сегодня в России пенсионные, налоговые, кредитные и другие финансовые инициативы правительства существенно меняют хозяйственные и социальные нормы для населения. Формируются противоречия и риски действующей финансовой политики правительства, сдерживающие решение задачи «достижения темпов роста выше мировых» и обеспечение политической стабильности в обществе. Это требует тщательного изучения направлений финансовой политики, в рамках которых сформировался ряд значительных препятствий для решения социальных, экономических, инновационных и других стратегических задач развития нашей страны и ее регионов. На основе статистического анализа в статье обосновывается, почему современная бюджетная концепция не ориентирована на создание необходимых условий для развития «прорывных» темпов роста российской экономики. Показано, какие недоработки и противоречия действующей системы бюджетного регулирования препятствуют реализации задач обеспечения экономической и национальной безопасности страны. Представлены базовые направления реформирования действующей бюджетной концепции Правительства РФ.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. КараваеваРоссия
КАРАВАЕВА Ирина Владимировна доктор экономических наук, профессор, руководитель сектора экономической безопасности, главный научный сотрудник, заведующая кафедрой экономической теории
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218.
Е. А. Иванов
Россия
ИВАНОВ Евгений Александрович кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора
экономической безопасности
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218.
Список литературы
1. Россия в цифрах. 2016. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2017.
2. Россия в цифрах. 2017. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2018.
3. Россия в цифрах. 2018. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2019.
4. Независимая газета. 20.08.2018. URL: www.ng.ru/gazeta/а
5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/
6. Ключевая процентная ставка Банка России, таргетирование инфляции. [Электронный ресурс]. URL: https://bankirsha.com/klyuchevaya-stavka-banka-rossiina-tekushchiy-period.html
7. Аналитическая записка департамента исследований и прогнозирования Банка России от 01.08.2018 г. «Отраслевые особенности долгового финансирования в России и уязвимость к финансовым шокам» [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru/content/document/file/47472/analytic_note_180829_dip.pdf
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 01.03.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://informpskov.ru/news/265032.html ( дата обращения: 27.03.2018).
9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/doc-35524211/
10. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/
11. Приложение № 6 к Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» «Информация о бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в 2019—2021 гг.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/
12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/201801101
13. ВЭБ РФ «Прогноз экономического развития России на 2018—2024 гг.». URL: www.inveb.ru/attachments/article/57/Prognoz_2018-12-10.pdf
14. Российская газета.22.08.2018. URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2018/08/22.html
15. Бухвальд Е.М. Федерализм как основа национальной безопасности для России // Вестник института экономики РАН. 2018. № 1. С. 87—103.
16. Валентей С.Д. Формирование «модельных бюджетов»: что оценивается и для чего // Роль и место модельных бюджетов в условиях трансформации государственной региональной политики / Аналитическое управление СФ ФС РФ. М., 2018. С. 74—83.
17. Валентей С.Д. Дешево хорошо не бывает // Беседы об экономике. 2018. Т. III. С. 312—313.
18. Караваева И.В. Бюджетная политика как фактор формирования рисков социально-экономического развития России // Федерализм. 2018. № 3 (91). С. 47—62.
19. Караваева И.В., Иванов Е.А. Противоречия и риски российской системы управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 3. С. 49—66.
Рецензия
Для цитирования:
Караваева И.В., Иванов Е.А. СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ РАЗВИТИЕ: ЧТО СЕГОДНЯ СМОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ? Федерализм. 2019;(1):118-134. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-1-118-134
For citation:
Karavaeva I.V., Ivanov E.A. STABILITY OR DEVELOPMENT: WHAT CAN ENSURE TODAY THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA? Federalism. 2019;(1):118-134. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-1-118-134