Конституционные изменения и новый этап развития российского федерализма
https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-1-44-61
Аннотация
Одобренные на всенародном голосовании изменения и дополнения к Конституции Российской Федерации 1993 г. следует рассматривать как значительное продвижение на пути развития правовых основ российской государственности, включая и широкий круг вопросов, касающихся российской модели федерализма и ее реализации в практике государственного и муниципального управления. Указанные изменения едва ли можно расценивать как один из этапов федеративной реформы, тем более, что конечные цели этой реформы и ранее не были четко заявлены, да и теперь остаются весьма неопределенными. Тем не менее, как показано в статье, некоторые из этих изменений могут оказать заметное воздействие на природу и механизм функционирования российской федеративной государственности, в частности на деятельность органов государственного и муниципального управления. В статье проводится мысль, что конституционные изменения и дополнения 2020 г. способны существенно укрепить демократическую и социальную природу государства. Вместе с тем утверждается, что этим изменениям нельзя придавать статус конечности. Очевидно, что федеративная реформа в стране, как бы ее не расценивали, не исчерпала своего потенциала, что в обозримой перспективе может дать толчок дальнейшему развитию правовых основ российского федерализма, в т.ч. и в поле его конституционного регулирования.
Об авторе
Е. М. БухвальдРоссия
БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник – руководитель Центра федеративных отношений и регионального развития
Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Буриев М.М. Особенности внесения изменений в конституции США и РФ // Плехановский барометр. 2018. № 4. С. 9–11.
2. Калашников В.С., Сорокун П.В.Сравнительная характеристика конституции США и Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 75–79.
3. Деменева А.О.Конституция РФ и Конституция США : сравнительно-правовой анализ // Эволюция российского права: материалы XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2018. С. 25–26.
4. Саликов М.С.Сравнительный федерализм США и Росси и. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 1998. 636 с.
5. Weichlein S.Regionalism, Federalism and Nationalism in the German Empire // Region and State in Nineteenth-Century Europe. Palgrave Macmillan, London, 2012. P. 93–110.
6. Дулич Л.М. Особенности конституционного развития Германии // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2018. № 4 (41). С. 15–18.
7. Choudhry S.German Federalism in Transition // Reformbaustelle Bundesstaat. Springer VS, Wiesbaden, 2020. P. 229–246.
8. Саломатин А.Ю., Корякина А.С. Трансформация федеративных отношений в США и Германии в условиях постмодернизационных отношений // Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5. № 2 (18). С. 32–38.
9. Корякина А.С., Ризин Н.Д.Германский федерализм: опыт реформирования // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 73–79.
10. Примова Э.Н.К вопросу об особенностях немецкого кооперативного федерализма // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 8 (60). С. 2427–2435.
11. Jeffery C.German Federalism from Cooperation to Competition // German Federalism. New Perspectives in German Studies. Palgrave Macmillan, London, 2002. P. 172–188.
12. Геймбух Н.Г. Вопросы конституционной реформ в Федеративной Республике Германия // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 27. С. 23–29.
13. Döring T., Voigt S. Reforming Federalism German Style // Intereconomics. 2006. No. 41. P. 201–208.
14. Ромашов Р.А. Юридическая техника изменения конституции в постсоветской истории Российского государства // История государства и права. 2020. № 5. С. 74–80.
15. Ромашов Р.А., Панченко В.Ю. Разработка, принятие и изменение конституций в советской и постсоветской истории российского государства: технико-юридические аспекты // Евразийский юридический журнал. 2020. № 1 (140). С. 94–103.
16. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
17. Институты конституционного права / под ред. А.Е. Постникова и Л.В. Андриченко). М.: Юриспруденция, 2011. 496 с.
18. Бутаков Я. Что было написано в «хрущевской» Конституции СССР 1964 года, которую не успели принять. URL: https://russian7.ru/post/chto-bylonapisano-v-khrushhyovskoy-kons/
19. Долгополов К.А. К вопросу о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 8 (42). С. 216–218.
20. Абушева В.Э., Антонова Н.Л.Сравнительная характеристика внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации: основные вопросы и поправки // Modern Science. 2020. № 5-2. С. 260–264.
21. Эрделевский А.М.О качестве законопроекта об изменениях в Конституции РФ // Хозяйство и право. 2020. № 3 (518). С. 57–60.
22. Зенин С.С.Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы // Lex Russica. 2020. № 12 (169). С. 42–53.
23. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г.О пользе неудачи: опыт России для исследований сравнительного федерализма // Вестник Пермского университета. Политология. 2020. Т. 14. № 3. С. 6–19.
24. Борисевич М.М.Проблемы законотворчества в федеративном государстве // Юридический форум. М.: МАМИ, 2016. С. 6–14.
25. Бухвальд Е.М.Новые г оризонты преобразований в местном самоу правлении России // Самоуправление. 2020. № 5 (122). С. 13–16.
Рецензия
Для цитирования:
Бухвальд Е.М. Конституционные изменения и новый этап развития российского федерализма. Федерализм. 2021;(1):44-61. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-1-44-61
For citation:
Bukhvald E.M. Constitutional Changes and a New Stage of Russian Federalism Development. Federalism. 2021;(1):44-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2021-1-44-61