Preview

Федерализм

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модернизация портовой инфраструктуры Северного морского пути

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-52-65

Полный текст:

Аннотация

Переход Российской Федерации к новой модели экономического развития, основанной на инновациях и технической модернизации, актуализирует проблемы модернизации портовой инфраструктуры Северного морского пути. Использование его потенциала является, по мнению автора, одним из наиболее перспективных и приоритетных направлений формирования резервов роста отечественного хозяйства. Для того чтобы эта магистраль стала коммерчески жизнеспособной, экологически устойчивой и безопасной, ей понадобятся порты и современная инфраструктура для обеспечения перевалки, дозаправки, проведения поисково-спасательных операций и восстановления окружающей среды. В статье анализируется нынешнее состояние морских портов Арктики, выделяются проблемы и намечаются перспективы дальнейшего развития с учетом международной обстановки и возможностей укрепления экономической безопасности государства. Рост транзитных перевозок был самым медленным по сравнению с другими параметрами в рамках операций Северного морского пути. Основными причинами стало состояние портовой инфраструктуры, устаревание основных фондов, недостаточная пропускная способность портов, низкая эффективность использования потенциала перегрузочных мощностей, ограниченность инструментов привлечения частных инвестиций, несоответствие технического уровня имеющегося специализированного оборудования современным требованиям и т.д. В статье сформулированы ключевые направления модернизации портовой инфраструктуры Северного морского пути: выработка действенных механизмов инвестирования, совершенствование законодательства по развитию механизмов государственно-частного партнерства, внедрение совместных с соседними странами процедур обеспечения безопасности судоходства, обновление отечественного ледокольного и обычного флотов, а также создание глубоководных морских терминалов. Предложенные автором механизмы позволят обеспечить интенсивное функционирование портовой инфраструктуры Северного морского пути и будут способствовать решению социально-экономических проблем и успешной реализации новой инновационной модели развития России.

Об авторе

Н. С. Степанов
Федеральное государственное бюджетное учреждение Институт экономики Российской академии наук
Россия

СТЕПАНОВ Никита Сергеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития

Нахимовский пр-т, 32, г. Москва, 117218



Список литературы

1. Забелла А.А. Цели и интересы Китая в Арктике // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. № 4. С. 166–175.

2. Журавель В.П. Место России и Западной Европы в «Белой книге» Китая по Арктике // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2018. № 1. С. 212–217.

3. Журавлева С. Н., Садовникова Н. А., Перчук М. Ю. Перспективы развития инновационной деятельности // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 30–42.

4. Развитие инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы России // Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. URL: http://council.gov.ru/media/files/OSyfvhj7jATLDcjHeXRgdwxDMD1617jT.pdf

5. Перская В.В., Ремыга В.Н., Ревенко Н.С. Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути // JER. 2018. № 4. С. 6–21.

6. Степанов Н. Арктика и развитие северного морского пути в институциональной модернизации экономики России // Федерализм. 2019. № 1. С. 5–23

7. Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. Инновационный вектор экономического развития северных и арктических территорий России и стран Северной Европы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 3 (51). С. 59–77.

8. Администрация Северного морского пути. URL: http://www.nsra.ru/ (дата обращения: 11.11.2019).

9. Гао Тяньмин Российско-китайское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 51–55.

10. Миркин Я.М., Добашина И.В. Российская экономика: вызовы и сценарии волатильного будущего // ЭНСР. 2017. № 3 (78). С. 22–38.

11. Официальный сайт Центробанка России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/ (дата обращения: 10.11.2019); Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2019).

12. Глазьев С.Ю. Сергей Глазьев об экономическом кризисе и отношениях с ЕС. URL: https://glazev.ru/articles/1-mirovoy-krizis/54359-serge-glaz-ev-ob-jekonomicheskom-krizise-i-otnoshenijakh-s-es

13. Слипенчук М. В. «Дорожная карта» арктического хаб-кластера // ЭТАП. 2019. № 2. С. 7–27.

14. Северный морской путь. Росатомфлот. URL: http://www.rosatomflot.ru/o-predpriyatii/deyatelnost/ (дата обращения: 10.11.2019).

15. Администрация Северного морского пути. URL: http://www.nsra.ru/ (дата обращения: 11.11.2019); Северный морской путь. Росатомфлот. URL: http://www.rosatomflot.ru/o-predpriyatii/deyatelnost/ (дата обращения: 10.11.2019).

16. Laursen W. Crystal Serenity’s New Ice Navigation Capabilities. The Maritime Executive. 2016. URL: http://www.maritime-executive.com/features/crystal-serenitys-new-ice-navigationcapabilities

17. Rosen М. Will China Freeze America Out of the Arctic? 2019. URL: https://nationalinterest.org/feature/will-china-freeze-america-out-arctic-73511


Для цитирования:


Степанов Н.С. Модернизация портовой инфраструктуры Северного морского пути. Федерализм. 2020;(3):52-65. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-52-65

For citation:


Stepanov N.S. Modernization of the Port Infrastructure of the Northern Sea Route. Federalism. 2020;(3):52-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-3-52-65

Просмотров: 26


ISSN 2073-1051 (Print)