Preview

Федерализм

Расширенный поиск

От свободных экономических зон к территориям опережающего развития

https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-1-27-43

Аннотация

Становление системы зон со специальными режимами хозяйствования происходит в России поэтапно. Начало рациональному упорядочиванию деятельности этих зон положил Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 No 116-ФЗ. Реальная практика работы особых экономических зон выявила позитивные и негативные моменты в их деятельности. Она позволила перейти к нормативно-правовой подготовке территорий опережающего социально-экономического развития как институту, более адекватному нынешнему состоянию экономик российских регионов. Принятие федерального закона о таких территориях в 2014 г., их апробирование на территории Дальнего Востока позволило перейти к их созданию, распространению по всей территории страны. В статье сделан вывод, что сегодня они не стали и не могут стать региональными локомотивами социально-экономического развития страны. Они пока выполняют второстепенные функции в достижении стратегических целей социально-экономического развития России. Но функции важные, позитивно воздействующие на региональное развитие. Предстоит серьезная работа по мониторингу их эффективности, по улучшению нормативно-правовой базы российских зон со специальными режимами хозяйствования, по увязыванию их приоритетов с приоритетами социально-экономического развития регионов.

Об авторе

А. В. Виленский
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики РАН
Россия

ВИЛЕНСКИЙ Александр Викторович – доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором регио- нальной экономики и местного самоуправления.

Нахимовский проспект, д. 32, г. Москва, 117218



Список литературы

1. В России появятся 14 новых территорий опережающего развития // Российская Газета, 15.02.2019. URL: https://rg.ru/2019/02/15/v-rossii-poiaviatsia-14-novyh-territorij-operezhaiushchego-razvitiia.html

2. Эксперт: новые особые экономические зоны могут появиться в восьми субъектах страны. URL: https://tass.ru/ekonomika/5528039

3. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в Китайской народной республике: основные итоги и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. No 1. С. 44–68.

4. Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег: отчет ФАТФ, март 2010 г. URL: https://eurasiangroup.org/ru_img/news/typ_17_rus.pdf

5. Гончаренко С.С. Особенности формирования и развития свободных экономических зон в России // Вестник транспорта. 2005. No 2. С. 6–11.

6. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/

7. Перечень особых экономических зон и территорий опережающего развития 2019. URL: https://buhguru.com/spravka-info/perechen-oez.html

8. Сокращение числа особых экономических зон в РФ запланировано на 2019 год. URL: https://tass.ru/ekonomika/4213130

9. Госкомпания по управлению особыми экономическими зонами в России будет ликвидирована. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/389396

10. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // Экономика, государство, общество. 2015. No 4 (23). С. 3.

11. Территории налоговых льгот и преференций: особые экономические зоны (ОЭЗ) федеральные и региональные, опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР) в моногородах, на Дальнем Востоке и других муниципальных образованиях Российской Федерации. URL: http://www.решение-верное.рф/oez-toser-all

12. Правительство утвердило порядок оценки эффективности ТОР Минвостокразвития России. URL: https://minvr.ru/press-center/news/23553/

13. Алмакунова Р. Могучий ТОР: территории развития оказались эффективнее ОЭЗ // Известия 19.08.2019. URL: https://iz.ru/915582/roza-almakunova/moguchii-tor-territorii-razvitiia-okazalis-effektivnee-oez?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.ru%2f&fa821dba_ipp_key=v1571253891252%2Fv3394bdb37d5572aa937f1f163aeca6afa04ab3%2Fdhxz3oeZxrlokUdpbJSXCA%3d%3d&fa821dba_ipp_uid=1570999363827%2fPTX0VdBsDpsIffbt%2fn%2bklm9IJKS2s9Rn1XWcImQ%3d%3d&fa821dba_ipp_uid2=PTX0VdBsDpsIffbt%2fn%2bklm9IJKS2s9Rn1XWcImQ%3d%3d&fa821dba_ipp_uid1=1570999363827

14. Рыскаль Р. Земля необетованная // Коммерсант. 04.07.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4019522

15. Росляк Ю.В. Развитие инфраструктуры территории опережающего развития «Большой камень» требует комплексного подхода. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/34801

16. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. 2016. No 4. С. 129–152.

17. Меньщикова В.И., Меркулова Е.Ю. Перспективы развития территорий со специальными режимами хозяйствования // Вестник Мичуринского государственного аграрного универститета. 2017. No 3. С. 142–151.


Рецензия

Для цитирования:


Виленский А.В. От свободных экономических зон к территориям опережающего развития. Федерализм. 2020;(1):27-43. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-1-27-43

For citation:


Vilenskiy A.V. From Free Economic Zones to Territories of Advanced Development. Federalism. 2020;(1):27-43. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-1-27-43

Просмотров: 1561


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-1051 (Print)